Chicha!

Есть в Латинской Америке такой напиток. Национальный — чича.
Он появился в регионе Анд и Амазонки (очень давно) и быстро завоевал популярность а потом был подзабыт.

Сейчас, с ростом популярности на латиноамериканскую культуру и гастрономию — чича становится мало по мало популярней и популярней. Но, так было не всегда. Точнее, так было всегда, но до определенного момента.

Итак, сегодня в выпуске: за что можно не любить проповедников и большие пивные конгломераты. А еще, немного про напиток из ферментированной кукурузы.

Чича? Чича (chicha) — это простой ферментированный напиток из зерновых. Чаще всего из маиса или тапиоки, но вообще его делали из чего угодно: от киноа до картошки.

Самый простой рецепт чичи выглядит так: проращиваем, например, кукурузу (чтобы обратить крахмал в сахара), перемалываем и варим ее. Разводим водой и оставляем ферментироваться. Всё. Ваша чича ака легкое кукурузное пивко, готова.

В таком формате чичу делали с очень, очень давних времен — со времен Инков. И в те времена это был не просто напиток, его использовали и в различных ритуалах в том числе. Надо ли говорить что он был популярен? Конечно был.

Современный чича-потребитель.

Как мы помним — пить просто воду стало безопасно сравнительно недавно, до этого люди пили всё что угодно, кроме воды. И желательно, чтобы это всё что угодно было с небольшой дозой алкогля. Сугубо для дезинфекции.

Так вот. Культура производства и употребления чичи была и остается сильной. Потому что хитро и давно вплетена в социальную жизнь местных народов. Чичу варили в специальных местах (чичерийях) и специально обученные люди (часто — женщины), которых этому специально обучали.

Чичу употребляли из специальных бокалов — qero (керо), которые прикольно украшались росписью или резьбой и делались из камня или дерева.

Традиционный бокал для употребления чичи.

В общем — всё было с чичей серьезно. Как, например, с пивом или вином в Европе или медовухой или водкой у нас, в центре Евразии.

Возможно, вы даже пили ее в каком-нибудь баре с «южноамериканским» уклоном. Кроме ферментированных чич, бывают и просто варёные. Как компот. Самая популярная и простая — чича морада. Из фиолетовой кукурузы, ананаса и специй. Семена кукурузы, ананс, специи и сахар (по вкусу) просто провариваются совместно и получается освежающий кисленький напиток с интересным вкусом. Его чаще пьют со льдом в качестве освежающего дринка.

Приготовить такой можно и у нас, если найти фиолетовую кукурузу. А ее найти можно.

яблочная чича в Чили. По сути — кустарный сидр.

А еще, бывают фруктовые ферментированные чичи: в Чили делают яблочную и виноградную. Эдакий кустарный вариант сидра и вина, не находите? Тоже можно поэкспериментировать и вбить это в фременто-тренд, который нынче бушует.

Сбродил яблочный сок с виноградом и добавил в меню не как недо-сидр, а как модную ремесленную чилийскую чичу. Сплошной профит.

Но, мы тут не об этом.

А о том, что иногда случается с локальными/национальными напитками, когда в страну приходит будущее и капитализм. А это самое как раз пришло в Южную Америку давным-давно.

И, вот даже в двадцатом веке, уже оказывается, что с чичой нужно было бороться. Сначала напиток не понравился католическим проповедникам. Мол, именно благодаря чиче народ часто болеет и редко посещает церковь. Духовенство начало борьбу с чичой и чичерийями — мол, товарищи, именно там распространяются болезни, потому что там разврат, азартные игры и дизентерия. В церквях проповедовали отказ от чичи и от посещения чичерий, соответственно.

Но, оказывается, не только людям духовным мешала чича. Бизнесмены тоже видели в ней ай-ай-ай угрозу. В первую очередь, видимо, из-за того, что чича стоила очень-очень адекватных денег, даже по сегодняшним меркам (около 30 американских центов за ноль пять чичи), а в двадцатом веке-то и тем более.

Поэтому, случайно, на деньги пивных корпораций была запущена вялотекущая агитационная компания о том, что чича это не просто плохо — это опасно. Потому что, якобы, от чичи не просто пьянеют, а еще и дурнеют головой, входят во всяческие трансы, начинают вести себя неадекватно и это все заканчивается арестами и тюрьмой.

Не шучу. Даже постеры делали. Вот:

Собственно, именно эти постеры и стали поводом написать этот пост. Смотрите-ка как получается интересно: в бизнесе значит, все меры хороши. Так вот. Если бы этим история заканчивалась, но нет.

Латинская Америка — большая, и в каждой стране решают по-своему. Но, вот, например, колумбийский опыт: в Колумбии подобное «антилобби» против чичи привело к тому, что в пятидесятые годы был принят закон, запрещающий производство и продажу чичи. Аргументы были таковы: есть подозрение что чича опасна для здоровья, а кустарное ее производство на местах (которое, традиционное — каждый делал дома чичу) противоречит санитарным нормам. В общем, забота о здоровье.

Но, с другой стороны есть подозрение что тут без пивного лобби не обошлось, потому что параллельно этому в стране шла рекламная компания о том, какое же всё-таки пиво прикольное и безопасное, да что уж говорить, даже полезное для здоровья.

В общем — на пятьдесят лет чича была полузабыта (полу- потому что многие забили на закон и продолжали делать чичу дома для себя), но, в девяностых закон отменили (туризм, говорят, выгодная штука) и на улицах стали снова появляться чичерийи. Которые весьма нравятся как туристам, так и местным студентам: потому что дешево и прикольно.

Сейчас, конечно же, производство локальных чич возрождается. Локальные пивоварни варят в том числе и чичи. Все строго по моде — модные этикетки, модные названия, но, традиции никуда не пропали — во многих городах, городках и деревнях как варили чичи на местах, так и варят.

Швабра, которая выглядит как букет — это вывеска чичерийи.

Многие семьи организуют на первых этажах своих домов своеобразные «мини-кафе» где можно выпить свежей чичи. Местный менталитет не предполагает инвестиций в рекламу и даже вывески, поэтому, традиционно, например, в Колумбии — если над дверью висит что-то похожее на метлу, обернутую яркой бумагой или полиэтиленом, то значит что здесь наливают.

Такие дела.


Не забывайте подписываться на страницу блога в INSTAGRAM, еще есть канал блога в телеграме (чтобы раньше всех узнавать о новых статьях в блоге, общаться со мной и смотреть забавные гифки), страницу блога в фейсбуке (чтобы быть в курсе последних новостей из барного и алкогольного мира) и вконтакте, а так же делится понравившимися статьями с друзьями в социальных сетях.


Не забывайте подписываться на страницу блога в INSTAGRAM, еще есть канал блога в телеграме (чтобы раньше всех узнавать о новых статьях в блоге, общаться со мной и смотреть забавные гифки), страницу блога в фейсбуке (чтобы быть в курсе последних новостей из барного и алкогольного мира) и вконтакте, а так же делится понравившимися статьями с друзьями в социальных сетях.