О фоновой музыке в баре, и почему это важно.

С одной стороны – все знают, что фоновая музыка очень важна. С другой, в большинстве случаев сценарий ее выбора интуитивный. Давайте разберемся, почему подход ” лишь бы  что-то играло” – не лучший.

Что такое музыка?

Для того, чтобы понять почему музыка – это вообще важно в баре, нам нужно разобраться в том, что же это такое – музыка. Но, не бойтесь, знание сольфеджио здесь не понадобится, нам важно понять функцию музыки в повседневной жизни, а если конкретней, то – принципы, по которым эта самая музыка действует на нас.

И начнем с самого простого и одновременно сложного – времени. У человеческого сознания есть очень интересная способность делить время на прошлое, настоящее и будущее. То есть, мы помним что было, можем предположить что будет и, одновременно с этим, можем сказать что такое – “сейчас”. Например сейчас для вас, это тот самый момент, когда вы скользите взглядом по этим строкам и складываете отдельные прочитанные слова в мысли.

Эта способность человеческого сознания – отделять настоящее время, необходима для способности сознания адекватно воспринимать окружающую действительность. Но, с другой стороны, нам сложно точно определить какой промежуток времени является “настоящим временем”, ведь при определенных условиях мы можем говорить о настоящем времени как о часе, дне, неделе, месяце или даже годе.  Это связано с тем, что с точки зрения психологии восприятие времени человеком субъективно. И это очень важный для нас момент, в контексте сегодняшней темы.

Наша “чувствительность” ко времени напрямую зависит от насыщенности событиями каждого его момента. Именно поэтому путь по неизвестному маршруту в одну сторону кажется нам дольше чем, возвращение по тому же самому маршруту. По дороге “туда” нам каждый момент времени  приходится сталкиваться со множеством новых объектов и запоминать их, а по дороге “обратно” мозг просто ассоциирует то, что видит с уже имеющейся в памяти информацией, из-за этого, дорога обратно кажется короче – насыщенность времени меньше.

И да, по этой же причине уроки в школе тянулись невероятно долго, а перерывы, когда занимаешься знакомыми и любимыми вещами – пролетали незаметно.

Причем тут музыка? Музыка имеет ритмический характер. Если упростить, то ритм в музыке – это соотношение длительности звуков и тишины. При этом, ритм никак не привязан ко времени, это всего лишь выражение соотношения  длительности звука и его отсутствия, именно поэтому музыка может влиять на наше восприятие времени.

Как это происходит?  Не всю музыку наш мозг автоматически воспринимает с удовольствием, а только ту, которая имеет приятный для восприятия темп (степень “приятности” тема сильно зависит от индивидуальных вкусовых предпочтений и натренированности слуха. У профессиональных музыкантов вкус может отличаться от вкуса обычных людей).  Ощущения удовольствия от прослушивания музыки возникает тогда, когда нам не нужно “запоминать” отдельные части музыкального произведения и когда мозг может “предугадать” что будет дальше.

Пример: простой повторяющийся бит  с темпом около 1-го удара в секунду нам кажется приятным, потому что промежуток между ударами такой длительности, что мы слышим каждый следующий удар еще воспринимая предыдущий и мозгу не нужно “запоминать” предыдущий удар, сознание просто “склеивает” все удары,  благодаря этому мы слышим целое музыкальное произведение а не просто набор отдельных звуков.

Если мы будем увеличивать время между ударами, то “напряжение” будет возрастать, и, в определенный момент, мозг начнет воспринимать каждый удар как отдельный, не связанный с предыдущими и последующими. Тогда нам придется запоминать каждый отдельный звук и сравнивать их друг с другом. В таком случае уже не получится восприятия набора звуков как единого целого. Обратная ситуация возникнет, когда мы начнем сокращать паузы между ударами,таким образом, что  звуки будут “наслаиваться” один на другой и в конечном итоге сольются в почти неразличимый шум.

Какая музыка нам нравится?

К слову о темпе – 60 ударов в минуту, один из самых комфортных темпов, потому что это средняя частота биения  нашего сердца. Музыку такого темпа нам приятней всего воспринимать, согласно одной из теорий именно потому, что мы привыкаем к ритму биения собственного сердца еще находясь в утробе матери и первые звуки которые мы слышим, это биение материнского сердца, и все, что соотносится с этим ритмом воспринимается нам как “естественное”.

Нижний предел восприимчивости темпа около 22 ударов в минуту, все, что меньше, уже сложно воспринимать как музыку и мы воспринимаем это как набор звуков. Попробуйте провести такой эксперимент: топайте ногой по полу с частотой один раз в секунду – и вы рано или поздно начнете получать от этого удовольствие, скорее всего, вспомнится какой-нибудь популярный музыкальный мотив и вы начнете его напевать. Все потому, что когда мы слышим музыку, у нас начинает вырабатываться гормон счастья – эндорфин.

А теперь, включите секундомер (если у вас совсем все плохо с чувством ритма), и топайте ногой хотя бы раз в 2 секунды, то есть с темпом 30 ударов в минуту. Скорее всего, такой темп будет вызывать у вас напряжение, потому что мозгу будет сложнее связать удары между собой в единое целое. Похожее ощущение напряжение возникает когда вы слушаете музыку по радио или в режиме онлайн и песня начинает “подтормаживать”, подвисая на 1-2 секунды. В такие моменты мозгу приходится запоминать последний отрывок и после того, как проигрывание возобновляется, сравнивать вновь звучащую музыку с той, которую он держит в памяти. Весьма и весьма неприятные ощущения, не правда ли?

Музыка приятна, потому что имеет ритмическую структуру, то есть – она помогает нам отслеживать временные промежутки. Исследования показывают, что продуктивность учебы или изучения иностранных языков возрастает, если присутствует фоновая музыка. Не удивительно что мы включаем музыку фоном когда нам необходимо выполнить сложную или монотонную работу.

Музыка помогает выполнению сложной работы “помогая” мозгу усваивать информацию равномерно, “разбивая” время на одинаковые куски. Кстати, именно поэтому, мало кому из неподготовленных слушателей нравятся джазовые импровизации с не очевидной ритмической структурой.

Чем сильнее в музыке выражен ритм (четко слышно ритм секцию, ударные) тем больше нам нравится музыка.

Подсознательно, мы синхронизируем свои движения и даже разговор с музыкой которую слышим. Особенно, если ритм звучащей музыки хорошо различим.

Доказано, что музыка способна влиять на состояние нашего организма  –ускорять или замедлять сердцебиение, влиять на выработку гормонов и на давление. Это связано именно с тем, что мы подсознательно пытаемся “синхронизировать” себя с окружающей средой. Так же, как мы начинаем говорить тише в обществе, где все говорят тихо, даже если особой причины для этого нет. Вспомните, как вы вели себя в музее? Вероятней всего – ходили медленно и осторожно, и разговаривали тихо. Или прогулка по лесу, где отсутствует привычный городскому жителю повышенный уровень окружающего нас шума.

Если с “различимостью” темпа все понятно, то какой темп можно считать комфортным?

Выше я уже упомянул про нижний предел темпа, для “обычной” музыки – 60 ударов в минуту (bpm), можно считать нижним пределом. Это достаточно медленная, но приятная музыка.

Пример:

И еще один пример:

Чем выше темп музыки, тем более экспрессивной она нам кажется.  Скорее всего, это связано с тем, как музыка изменяет наше восприятие времени, чем выше темп, тем больше информации мы воспринимаем в каждый момент времени, и, субъективно, “наполненность” информацией каждой секунды выше.

Что, кроме темпа влияет на восприятие музыки?

Сложная vs. простая

Насыщенность – так можно весьма условно охарактеризовать качество музыки. То есть, насколько музыка насыщенна звуками, как часто они изменяются, сколько инструментов или звуков вы слышите. Аналогий можно привести много, 3 или 10 ингредиентов в коктейле, цветная или черно-белая фотография и тд, статичные и долгие планы в кино, либо часто меняющиеся кадры и тд. Сочетание темпа и насыщенности музыки и формирует у нас общее впечатление.

Чем выше темп, тем больше информации – значит возрастает экспрессивность, быстрая музыка может увеличивать частоту ударов сердца. В таком состоянии человек ведет себя более активно, именно поэтому у танцевальной музыки высокий темп.

Но, с другой стороны, из-за быстрой музыки обостряется восприятие времени, если такая музыка не сопровождается сильным эмоциональным возбуждением, то она  быстро покажется монотонной и “долгой”. Как пример можно привести клубные тусовки – провести всю ночь в одном клубе тяжело не только потому что там “вялый движ”, но и потому что час монотонной музыки воспринимается как два а то и три, такая музыка быстро надоедает.

С другой стороны, низкий темп замедляет сердечный ритм и создает ощущение расслабленности и комфорта. Но, однообразная и не насыщенная музыка с низким темпом будет восприниматься как скучная и пустая. Медленная музыка хороша тем, что она “скрадывает” время делая его восприятие более комфортным. Музыка в диапазоне от 60 до 100 bpm часто используется как фоновая в местах, где люди вынуждены ждать очереди. Такая музыка препятствует появлению желания считать минуты.

Громкость

Громкость музыки – еще один чрезвычайно важный момент, который влияет не только на восприятие музыки, но и на остальные органы чувств. Сила звука который мы воспринимаем может стать как позитивным, так и негативным раздражителем. Подробнее мы поговорим об этом далее.

Тональность

Ну и конечно,  стоит упомянуть и про тональность. Минор и мажор – известные большинству еще со школьных уроков музыки. Музыка в тональности минор -грустная, а в тональности мажор – веселая. Так нас учили и это правило настолько же верно как и “красное вино к мясу, белое к рыбе”.

Нюансы, нюансы, везде сплошные нюансы. С технической точки зрения, звук – это колебание воздуха с определенной частотой. Ноты – это звуки определенной частоты, но, почему звучание одинаковой ноты, сыгранной на гитаре и флейте различаются? Дело в тональности. У каждого инструмента она своя, если совсем грубо, то тональность это “характер” колебаний воздуха, который создает инструмент (много нюансов – от материала корпуса, до его формы и метода извлечения звука). И, кроме тонов, у каждого инструмента есть овертона – это “побочные” звуки (вибрации), которые получаются при извлечении звука. Сочетание тонов и овертонов это гармония. У тональности мажор – гармония лучше (меньше овертонов), а в звуках тональности минор присутствуют овертона, не идеально гармонирующие с основным звуком. Такие звуки воспринимаются более напряженными.

Но! С другой стороны, то, какой звук мы воспринимаем грустным, а какой веселым – очень индивидуально. Да и вообще, разделение музыки на минорную и мажорную свойственно только западной музыкальной школе. Поэтому, например – традиционная китайская музыка кажется нам странной, так как там в одной песне тональности могут сочетаться.

Или еще пример – русская народная песня калинка малинка веселая, но, написана в минорной тональности как и большинство современной электронной танцевальной музыки.

Как музыка способна повлиять на восприятие вкуса?

Итак, мы в самых общих чертах поняли что такое музыка и разобрались в том, как она работает и как она может повлиять на человека. Теперь, углубимся в тему – как музыка влияет на то, как мы воспринимаем вкус.

Перед этим, небольшое отступление по поводу вкуса. Сегодня мы будем говорить о вкусе не как о способности человека ощущать сочетания базовых (кислый, горький и тд) вкусов во рту, а как об ощущении и впечатлении, которое складывается у человека после употребления еды или напитка, и на это впечатление влияет все, не только сила вкусов и ароматов но и все остальное – визуальные, тактильные и, конечно же, слуховые ощущения.

Начнем с самого простого – громкость музыки. Для многих это будет откровением, но, слишком громкая музыка (да и вообще любой звук) снижает возможность чувствовать вкус. Именно поэтому многим еда в самолете кажется безвкусной или невкусной и по этой же причине есть в клубе или на концерте не так уж приятно.

Запоминаем – слишком громкая музыка в баре похоронит усилия повара и бармена.

Кроме того, интересный факт – даже звук определенного продукта способен повлиять на вкус. Всем приятно слышать упругий хруст свежих овощей или трав или хруст корки хлеба, чипсов или орехов. Мы способны отличить свежие продукты от не свежих не только по запаху или цвету, но и по звуку.  А шоколад, кажется нам вкуснее если мы слышим как его ломают.

Такой же принцип относится и к напиткам. Вспомните звук, когда открывается бутылка колы (или пива) – такие звуки используют в рекламе, чтобы вызвать ассоциацию продукта с удовольствием, потому что да, нам нравятся подобные звуки – звук открывающейся бутылки пива и того, как его наливают в бокал, так же как и хлопок пробки игристого вина. Отсюда вывод – дать возможность гостю услышать и насладиться этими звуками. Кстати, о лимонадах – мы можем определить охлажденный лимонад или нет, по звуку когда открывают бутылку. Такие дела.

Запоминаем – музыка не должна заглушать звуки, связанные с подачей напитков.

А теперь новости с передовой концептуальной гастрономии семилетней давности – sonic seasoning (или “звуковая приправа”, если по-русски). Идея, выдвинутая знаменитым исследователем вкуса Чарльзом Спенсом такова – мы ассоциируем звуки определенных частот с определенными базовыми вкусами. Если вкратце, то звуки высокой частоты мы ассоциируем со сладким вкусом, а звуки низкой частоты – с горьким.

В результате проведенного эксперимента, во время которого людям давали попробовать конфеты с играющей фоном, специально обработанной музыкой, выяснилось что люди которые ели конфеты под музыку с преобладанием высоких частот выделяли во вкусе сладость, а те, у кого фоном играла музыка с низкими частотами – обращали внимание в первую очередь на горький вкус.

Не сложно предположить, что для каждого коктейля, или категории коктейлей или даже для целой коктейльной карты можно составить определенный плейлист, подчеркивающий вкус коктейлей. Вот такой, настоящий мультисенсори экспириенс.

Кстати говоря, в UK уже разрабатывается маркетинговая программа, в которой по QR-коду на пачке сыра можно прослушать соответствующую этому сыру мелодию.

Продолжаем подбрасывать в топку. За сырными мелодиями стоит теория близкая к понятию ономатопеи (слова в языке, являющиеся звукоподражанием – “мяу”, “кря” и тд.). То, как люди ассоциируют звуки различных музыкальных инструментов с тактильными ощущениями называют аудио-тактильными метафорами.

Музыку, сыгранную, например на флейте и виолончели, при прочих равных параметрах, таких как  громкость, темп, тон мы можем ассоциировать по-разному. Звуки флейты воспринимаются как – мягкие и обволакивающие, а виолончель звучит жестко и резко. А медные духовые многие почему-то ассоциируют с горьким вкусом.

Скорее всего,  все это связано с тем, что мы подсознательно присваиваем  звукам образы. Для примера подойдет знаменитый эффект  “буба-кики” – первому слову большинство людей присваивает округлую форму с плавными линиями, а второму слову – угловатую и острую. Фишка здесь в характере звуков этих выдуманных слов, произнося выдуманное слово  буба человек складывает губы кольцом, а произнося слово кики – делает резкие энергичные движения языком.

Похожий принцип действует и с музыкой – если мы слышим резкие, четкие, отдельные звуки, мы подсознательно представляем себе резкие и грубые формы. Ради эксперимента попробуйте представить себе dubstep или drum’n’bass визуально, а затем ambient. Соответсвенно, если во время еды или питья будет играть музыка насыщенная резкими звуками, велика вероятность, что мы перенесем тактильные ассоциации от музыки на напиток или еду.

Эксперимент: попробуйте классический сауэр, с резкой электронной музыкой фоном, и потом с мягкой инструментальной. Велика вероятность, что в первом случае – на первом плане во вкусе сауэра будут кислотность и свежесть, а во втором – сладость и мягкость.

Еще одно важное свойство музыки – нам чрезвычайно тяжело игнорировать музыку или абстрагироваться от нее.  Это может сыграть на руку, если музыка подобрана правильно и работает так, как задумано, либо наоборот – музыка станет дополнительным раздражающим фактором.

Какая музыка раздражает?

Слава богу, это не относится к конкретным стилям музыки (про стили мы выяснили – любой стиль уместен в контексте и концепте места), а скорее к тому, как она звучит.

Слишком громкая музыка – притупляет возможность чувствовать вкус (об этом говорили выше), вызывает физический дискомфорт, который может проецироваться на остальные органы чувств.

Монотонная музыка – да, тут конечно дело вкуса, и техно это, наверное, круто. Но, как мы уже выяснили – музыка влияет на восприятие времени, и в интересах бармена или владельца заведения создать, и с помощью музыки тоже, такой комплекс ощущений у гостя, что время, которое он провел за стойкой показалось ему – насыщенным (то есть, не слишком быстро и не слишком медленно). В связи с этим совет – используйте музыку в диапазонах от 60 до 100 bpm, с неравномерным битом. 

Музыка со странными тональностями – авангардная атональная с полиритмами, или акустически-импровизационная с 40-минутными запилами на акустической гитаре с эффектами, или наоборот, погружение в дип-дип-дип хаус или ямайскую басс сцену, с настолько низкими басами, что начинает вибрировать крестец. В чем тут прикол? Когда мы слышим фоновую музыку, даже не осознавая этого – мы пытаемся подстроится не только под ее темп, но и выжидаем моменты, когда удобнее будет говорить.

Это происходит даже тогда, когда музыка играет не громко, дело тут в частотах нашего собственного голоса и музыки, мы подсознательно пережидаем моменты, в которые нам не удобно будет говорить, либо говорим понижая или повышая голос.

Например, в ночном клубе мы не только громко говорим, стараясь перекричать музыку, но и говорим выше тоном, чтобы наш голос было слышно на фоне мощного баса, и наоборот, если фоном играет акустический запил на гавайской гитаре, мы понижаем тон голоса.

Если музыка монотонна в плане частот – это рано или поздно вызовет у человека напряжение, потому что говорить будет трудно. Вывод? Музыка должна быть разнообразной в плане частот. 

Краткий гайд по музыкальным стилям

Выше, мы уже выяснили основные музыкальные параметры, которые напрямую влияют на комфорт. Сейчас пробежимся по музыкальным стилям и тому, как они укладываются в эти параметры.

 

Моя Mad skillz-схема, показывающая как темп и насыщенность музыки воспринимаются человеком.

Музыка с высоким темпом – электронная, танцевальная, всяческий биг бит, и всевозможные вариации хауса варьируются от 100 до 150 bpm и выше. “Насыщенность” и звуковое разнообразие этих стилей может быть разным, но, в среднем, сложно назвать эти стили насыщенными.  Поэтому,  в большинстве такую музыку охарактеризуют как “интенсивную” в лучшем случае и “напряженную” в худшем. Подходит ли такая музыка бару? Скорее нет, чем да. Либо в редких, специфических случаях.

Разнообразная музыка с высоким темпом – экспрессивная. К такой относятся некоторые стили электронной музыки, инструментальная и гитарная музыка, иногда – народная. Такая музыка привлекает внимание, что может быть как преимуществом, так и недостатком. Подходит ли такая для бара? Да, если бар с высокой посещаемостью и проходимостью.

Медленная и ненасыщенная музыка – это эмбиент, экспериментальная элетроника, дрон и филд рекординг. Воспринимается как пустая и скучная и вряд ли подойдет в качестве фоновой в баре. Иногда чилл и эмбиент включают в клубах, под закрытие, чтобы намекнуть, что делать здесь больше нечего.

Насыщенная музыка со средним темпом – инструментальная музыка, джаз, фанк, легкая электроника, хип-хоп, чилл, почти все с приставкой инди- и тд. Самая подходящая музыка, которая характеризуется как легка, расслабляющая. Частотное разнообразие и не монотонный бит – идеально подходят в качестве фона для разговора, а легкие мотивы не дают скучать.

Отдельно хочется сказать по поводу хип-хопа,  рэпа и его популярности в качестве фоновой музыки во многих барах. У меня есть теория, что речитатив, звучащий на фоне музыки создает иллюзию разговоров, и людям становится легче и хочется больше разговаривать.

Музыкальная методичка для бара

Ключевые характеристики музыки – громкость, темп и насыщенность. Чем выше эти параметры, тем больше напряжения она будет вызывать и тем быстрее начнет раздражать. Если они слишком низкие – музыка покажется пустой и скучной. На втором, но не менее важном месте – согласованность фоновой музыки с концептом бара.

Громкость – чтобы было слышно. Не стоит делать громче свой любимый трек, даже если очень хочется.

Идеальный темп – от 60 до 120 bpm. Музыкальные жанры попадающие под эту категорию: hip-hop, rap, модная инди электроника, мейнстрим и кул джаз, инди и прочий легкий рок, популярная музыка.

Насыщенность – оно же разнообразие. Монотонная музыка хороша в профильном месте, или в оригинальном концепте. Разнообразие – это приятная насыщенность звучащими инструментами и частотами, вариативность в плане минора и мажора и тому подобные вещи.

Важное замечание по поводу популярной музыки – с одной стороны, музыка, которая звучит из каждого утюга не вызывает явной негативной реакции, но, с другой – она не способна вызвать (или поддержать) ярких эмоций. А новые впечатления, или “старые новые” впечатления, это то, зачем большинство людей идут в бар. Поэтому составлять плейлист только из ультра-популярных песен не стоит хотя бы из соображений поддержания концепта заведения.

Музыка “в тему” – Какая музыка будет в тему, а какая нет, зависит в первую очередь от вас. Но, важно понять:  то, что подходит и то, что вам нравится, это две разные вещи. Иногда, бывает так, что ваша любовь к тяжелому металлу или погружающему в героиновую кому даунбиту никак не согласуется с концептом места, где вы работаете.

Да, да, есть места – где в порядке вещей втыкать с телефона любимые треки из плейлиста вконтакте, но, значит таков концепт места.

 

 

Где искать музыку?

Музыкальные станции по жанрам, стилям и настроению есть на всех, крупнейших музыкальных сервисах: apple music, google play music, spotify, яндекс.музыка и подобных им.

Отдельного внимания заслуживают сервисы: soundcloud, mixcloud и 8tracks. Кроме того, что эти сервисы ориентированы не только на создание библиотеки исполнителей, но и на создание библиотеки миксов от людей, которые занимаются музыкой. Найти аккаунт диджея, который миксует подходящую для вашего бара не так легко, но в конечном итоге удобней, чем шерстить плейлисты или станции в apple music, хороший микс удобней – включил, и не паришься. Тем более, на этих сервисах есть музыка, которой нет в библиотеках больших корпораций.

Если нужны точные рекомендации по артистам и крутые плейлисты, то однозначно – спотифай. Но, в России он работает кривовато. Лично я предпочитаю старый-добрый саундклауд, где каждую неделю делаю  плейлисты и слежу за новичками в интересных мне жанрах,  в apple music, где слежу за новинками старожил и глобальными музыкальными трендами.

Такие дела.

 

 

 

 

2 thoughts on “О фоновой музыке в баре, и почему это важно.

Leave a Reply