DRINKHACKER.RU

Про воображаемый коктейльный конкурс. Финальный пост.

Под конец года нужно закрыть самый недавний кейс — воображаемый коктейльный конкурс.

Итак, что же это всё-таки было и что из этого получилось?

Внимание, дисклеймер: далее идут рассуждения сугубо субъективного характера, и в полной мере — теоретические.

Было вот что: помогал я (советом, исключительно) как-то в подготовке кое-кого к кое-какому конкурсу. И взгрустнул. Ибо, мне, как человеку (уже) не стоящему за барной стойкой и (никак) не связанному обязательствами с алко-компаниями, грустно смотреть на коктейльные конкурсы. Они все — скучные.

Ну, кроме тех, что в первый локдаун делал иншейкер — потому что там была прямая, явная, и желанная мотивация — деньги. Я там даже что-то выигрывал. Потому что хотел денег. Всё логично.

А вот, есть значит, большие эти конкурсы. Которые очень важные и тебя потом везут куда-то за бугор. И ты вроде как становишься известным… И, может тебя даже на работу возьмут. В контору или в московский бар. Как победителя и финалиста. В общем — примерно такие слухи и идеи вокруг этих конкурсов копятся у рядовых бартендеров российских.

Матерые конкурсанты поют вот что: «это опыт, нетворкинг, и вообще, знакомства хорошие. Свежий взгляд опять же. На коллег и их дела». Тоже, вроде, понятно и логично.

Но я вот сижу. Думаю. Две тысячи двадцатый (пока еще) на дворе. Вот, ты бармен, да? Вот, не тупой, да? Вот ты хочешь что? Например. Новые знания с помощью конкурса получить. Какие есть этому альтернативы? Масса: во-первых (представим что не пандемия), гуляй по выставкам, отечественным и международным. Если не дурак — заработать на это сможешь. Это 5 лет назад Берлинской Барной Конвенцией можно было удивить многих — сейчас? Ну, надо будет — съезжу. Так думают многие. И не из наглости, а по возможностям.

Где еще есть знания? Правильно, в онлайн-барных-супер-школах. Их теперь тоже достаток имеется. Выбирай, не хочу. Кстати, эти школы, частично покрывают еще одну область конкурсанства — нэтворкинг. То бишь — связи.

Как еще, кроме конкурса можно стать «крутым»? Легко. Можно, например, хорошо работать, и активно вести при этом соц.сети. Можно стать заметным и не только благодаря конкурсам. В интернетах, знаете ли, много чего можно добиться простой активностью (да в тех же комментариях), а уж если взять и вложить часть дохода вот в это СММ-всё, то тоже неплохой результат может получиться.

Вот и получается, раньше-то что? Раньше конкурс был реально — путевкой в мечту. Потому что по-другому туда было не попасть. А сейчас? оказывается, что все «конкурсные» результаты — вполне достижимы другими методами. Нужно просто поставить себе правильную цель. Или несколько целей.

От этого мне и стало грустно. А потом весело. Потому что, ведь получается, что значит — конкурсы будут меняться. И очень скоро. Ну а как же? Почувствуют, что нужно искать к современной барной молодежи другой подход. И, кстати, лояльность к брендам сейчас тоже легко и просто формируется (с такой-то конкуренцией) — не только из условий сотрудничества (все эти наши любимые глубокие скидки, бюджеты и тд), а еще и банально — качеством продукта. Оказывается, за годы бурного роста барной сферы у нас стали появляться профессионалы! И они, оказывается, знают что такое качество, нюансы, и все эти прочие послевкусия. А еще, они любят, например, делать слепую дегустацию. Потому что про силу этикетки и так известно, но в коктейле ведь не только она работает. Точнее, она там не всегда работает.

Так вот. Значит, погрустил я, повеселился. А потом подумал: «А что же тогда, как же? Вот если конкурс и интересный, это как?».

И, взял, как всегда, пример с самого себя. Мне интересно — когда а) неожиданно, б) практически нет контроля и в) есть строгие ограничения (которые очень хорошо сказываются на творчестве).

Вот я и подумал. Сделаю воображаемый конкурс — чтобы совсем честный был эксперимент. Без призов. Потому что приз, собака, тоже ведь влияет на вовлеченность. Нет приза — ок, но нужно компенсировать, для задора. Как? Персональный подход. В мире (и даже меж людских отношениях) работает закон сохранения энергии: если ты не можешь дать материальную ценность — создай нематериальную. Какая нематериальная ценность есть у меня (и почти у всех)? Время. Придумывай, Костян, каждому свои правила. Трать своё время, ради удовольствия других. Так это сработает.

И? сработало.

Заявок была — куча. Выполненных — множество. 70 с лишним. Это те, кто взял, и на волне энтузиазма сделал: придумал коктейль, с рецептом и историей, сделал фото, опубликовал его.

Это нам о чём говорит?

Я подумал две мысли:

Мысль первая

Получается что у барменов (в основном, в конкурсе участвовали линейные бармены) есть огромный творческий потенциал, который они либо не могут, либо не хотят реализовывать.

По поводу «не могут» — мысль опять же стандартная: если ты условный «просто барик», то у тебя есть условный «бар-менеджер» или старший бармен или бренд-шэф… что-то там. И он, значит, «творит». Делает карту, сезонные предложения и всё такое. А ты, получается, просто исполнитель.

Понятно, что, конечно, далеко не везде так, но мысль ясна — есть те, кто задаёт тон, мысль и идею напитков в заведении, и есть те, кто это всё ручками воплощает, как говориться, on day to day basis.

Соответственно, у таких вот ребят и могут копиться идеи. И даже если не идеи, то желание что-нибудь, как-нибудь — придумать. И, такие ребята и любят как раз в конкурсах участвовать.

Мысль вторая

Так как в воображаемом коктейльном конкурсе участвовали и бывалые конкурсанты, бар-менеджеры и прочие крутые ребята, то, я подумал:

Может быть, коктейльные конкурсы бывают интересные и неинтересные. Сугубо с точки зрения азарта и веселья участия, а не с точки зрения гешефта.

И, вероятно, что товарищам опытным, которые не первый (и не второй) раз участвуют — хочется чего-нибудь эдакого.

Поэтому такие товарищи готовы вписаться в конкурс без приза только ради получения нового опыта. А может еще и в силу привычки — участвовать в конкурсах. Потому что это иногда прикольно, а иногда вообще напоминает зависимость.

В связи с этим, подумалось, конечно, и про неизбежное изменение глобальных больших конкурсов.

Причин этому вижу несколько:

Во-первых, интернет всё-таки, даёт очень много. И доступа к знаниям и того самого нэтворкинга. Если в рунете привычно, чтобы большой (из индустрии) человек, не отвечал, например, на комментарии или на личное сообщение, то вот зарубежные наши коллеги отвечают охотней.

Я сам периодически пишу по интересующим меня (весьма специфичным) вопросам всяким там зарубежным амбассадорам и бартендерам — и они берут и отвечают.

Это я к чему? К тому, что поездка на финал какого-нибудь конкурса — уже давно не единственный способ познакомиться с кем-нибудь «из тех», кто за бугром.

Большой конкурс от большой компании сейчас имеет неоспоримые преимущества только для тех, кто спит и видит работу в этой самой большой компании или просто очень и очень любит продукты компании. Все остальные (как я уже писал выше): знания, знакомства и новый опыт — можно достаточно легко получить либо вообще просто так (обладая феноменальной мотивацией), либо за деньги (покупая курсы и знания в цифровом виде).

Да, конечно, опыт выступления на сцене, перед жюри — не купишь. Это уникально и неповторимо. Но, это, всё-таки больше относится к саморазвитию. Страх выступлений можно легко побороть записавшись на курсы актерского мастерства или вообще, вступив в любительскую театральную труппу (да хоть на открытый микрофон в стендап сходить) — и всё это доступно в родном городе.

Поэтому, да. Возникает вопрос: Что же всё-таки предлагают большие коктейльные конкурсы современным барменам?

И ещё. Я вижу что наклёвывается в барном мире России вот какой тренд: тренд на долгоиграющие проекты.

Это может быть что-то игривое, как «грязные четверги», концептуальное, как Экспериментальные Ужины, просветительское, как наши Хайболизация и ТОЙ СТОРОНЕ, полезное, как Проект 101… В общем — идея понятна: деловитым барменам уже недостаточно просто «придумать коктейль», они хотят придумывать идеи, которые длятся и развиваются во времени. Получают новые интерпретации и применения. Потому что так интересней.

Время — вообще очень важный и интересный ресурс. Вот, прошла пара недель с момента окончания воображаемого коктейльного конкурса и ребята из Перми запустили его у себя в команде. Для чего? Предположу что для тренировки «придумывания». Интересно? Конечно. Приятно? Очень.

Но важно-то вот что — важно что идея взяла и стала жить сама по себе. Это и кайф и подтвреждение того, что она интересна коллегам.

Так. Это было «вступление»-размышление в общем на тему конкурсов и на тему итогов воображаемого.

Теперь немного про, непосредственно, результаты.

На 30.12.2020 — 71 выполненная заявка. Выданных заявок было больше 100. Что, я считаю, отлично. Особенно, потому что несколько человек пошли по второму кругу и запросили правила второй раз, после выполненного первого.

Вкратце о том, как был устроен конкурс.

Для участия нужно было просто написать мне в любой (кроме вк, лол) соц.сети. А я в ответ высылал каждому пять индивидуальных правил конкурса. Они все строились по одному сценарию-шаблону: первое правило — о теме коктейля, второе — ограничительное, о том, что нельзя использовать в коктейле или том, что использовать обязательно, третье — о названии коктейля, четвертое — еще одно полу-ограничительное, об ингредиентах, и последнее, пятое — об истории коктейля.

Как видите, собственно, теоретической части уделено аж 3 правила из пяти. Причем одно это тема, а второе — история. Что не одно и то же. Потому что одну и ту же тему можно выразить по-разному, разными историями. А еще — название. Это отдельное мастерство, и, если честно, я считаю что одно из самых важных. Крутое название — залог успеха.

Так вот. В общем-то да, пришлось мне соченить около сотни таких наборов. Разного уровня «креативности», в какие-то дни прямо пёрло, в какие-то — выдавдивал из себя, или сидел над одним правилом по паре часов. Но, таков и был план.

Для меня это тоже активность и в какой-то степени испытание — тренировка воображения тоже. Подобное я себе устраивал до этого с челленджем про картину и коктейль. Вообще, я считаю что это самая важная способность — придумывать. Даже так, не способность именно придумывать, а интенция, желание. Не особо-то на самом деле важно как хорошо получатся, главное — постоянная практика. Этого не хватает сейчас больше всего в барных делах, я считаю.

Обыгрывать и переигрывать, переосмыслять, делать воображаемые «твисты» — это мы научились давно, и этого сейчас больше всего. Большинство именно так и делает — берёт готовую идею и «передумывает» ее на свой лад. Понятно, что по-настоящему оригинальные идеи появляются очень редко, и это скорее исключение, чем правило. Но, вот что думаю: у нас есть общее «инфополе» индустрии. Все знают что нынче модно и все более менее эту моду поддерживают. Изменения происходят плавно и из нескольких точек «напряжения» (свои дела делают самые передовые товарищи). С другой стороны, есть еще и у каждого бара (и бармена) своё инфополе. Это ситуация на местах. Что пьют и любят гости, на какие эксперименты они готовы, а на какие нет. И вот эти два поля бармен и пытается на работе связать. Обогатить одно другим и наоборот. И по сути-то, для того чтобы стать успешным (у гостей), достаточно брать модную повестку индустрии и «допиливать» ее немного под специфику своего бара и своих гостей (что-то по слаще, что-то по суше).

И, индустриальная-то эта повестка, по сути-то — хороша. Там представлена глобальная мода с поправкой на отечественные реалии. И, получается, что «самому» выдумывать особо и не нужно — берешь, адаптируешь, продаешь. Хорошо.

Ну, вот хайболы например, а до этого что было? Кордиалы и гимлеты с ними. Джин, тоники и сухие мартини, спритцы и тд…

Оговорюсь сразу — в следовании моде ничего плохого нет. Это вообще норм. И следить надо. Я тут про другое волнуюсь. И, надеюсь, я тут не прав: но мне кажется, что многие сейчас (из барменов) и из коктейлей, ими придумываемых, стали «похожими» опять же из-за следования этой общей моде.

Повторюсь, это не плохо. Что-то похожее творилось во времена всеобщей российской негрони-мании. Но, вот думаю: круто когда у каждого профессионала своего дела есть своя специализация и мания. Вермуты там, или те же сухие мартини, не важно. Важно вот что — невозможно быть профессионалом абсолютно во всём, и очень круто, когда понимаешь свою узкую сферу экспертизы (как максимум) или обожания (как минимум).

И вот такие вот профессиональные заскоки и обеспечивают настоящие творческие всплески, которые потом могут из частных становиться общими для индустрии. Это, мне кажется, и важно практиковать всем. А всякие конкурсы и творческие штуки — могут в этом помочь. Потому что а) ставят вас в положение когда необходимо что-то выдумать по заданной теме и б) повышают вероятность того, что для этого самого выдумывания понадобится что-то новое изучить и узнать. Или! Что еще интересней — приспособить то, что вы и так отлично знаете, по-новому. Обыграть то, в чем вы эксперт, по-другому.

В этом я и вижу перспективы для прокачивания способности к творчеству:
1) Нужно узнавать что-то новое (ставить себя в такое положение, когда это необходимо)
2) Внедрять что-то новое в уже знакомое

Теперь снова о конкурсе: для меня он тоже оказался работой над собой. Поясню: вот придумываю я задания очередному участнику, выдумываю что-то там, хихикаю. И когда придумал и отправил — у меня уже есть в голове очевидный вариант выполнения этого задания. Я сам у себя в голове вложил в задания пасхалки, сам же их разгадал и сижу такой жду, как же незнакомый бармен это всё воплотит. А он не воплощает! Точнее, он воплощает совершенно не ту идею, которая мне, во время написания правил, казалась очевидной. Он посмотрел на них вообще, абсолютно с другой стороны и решил все по-другому — вот это прикол и магия творчества.

Вопрос качества решения тоже, конечно, важен. Хоть я и заявляю, что проигравших тут нет — придумал, уже молодец мол. Но, важно отметить. Каждый сам для себя может отследить свой уровень «вовлеченности» и, тем более, сравнить его с уровнем других участников.

Ведь, смотри. Ты, например, получил свои задания, и, особо не напрягаясь (или наоборот, напрягаясь очень сильно) выполнил всё: коктейль придумал, название, историю, фото сделал и всё опубликовал. И, вроде-то, доволен. Но потом идешь по хэштэгу или заходишь в блог и смотришь презу с другими работами. И понимаешь — вот эти: крутые, твоя — так себе, а есть те, которые еще и хуже чем у тебя. Это всё вкусовщина, понятно. Но, каждый из нас может выставить адекватную оценку своей работе, сравнивая их с другими. Потому что каждый из нас знает сколько сил он НА САМОМ ДЕЛЕ потратил на выполнение работы. И, если твой предел по затраченным силам может тягаться с середнячком — то это повод задуматься. И нет, не бросить все это дело, а сделать вывод: либо относиться к выполнению таких заданий серьезней, либо тратить больше времени на подготовку, либо отправляться расширять свою эстетическую и концептуальную чувствительность.

И это можно делать. И, уверен, можно «тренировать», хотя тут больше подойдет слово «насыщять». Ведь если можно научиться крутить между пальцами ложку, то можно приучить себя видеть образы и идеи в картинах, разгадывать скрытые смыслы в текстах и понимать динамику в кинематографическом монтаже…

Вот поэтому, я воображаю до сих пор. И вам советую.

А вот презентация с 71 выполненной заявкой:


[leyka_campaign_form id=”9615″]

Опубликовано

в

,

от