Ой да, пост про эти самые — мерзкие одноразовые пластиковые соломинки, которыми неразумные бармены загрязняют планету и которые убивают черепах и китов в тихом океане.
Но, если копнуть глубже, то окажется что те самые трубочки были придуманы сугубо из благих намерений, ради борьбы с очень серьезными проблемами.
Итак, начнем.
Для нас современных, трубочка — это аксессуар для возлияний приятных смешанных дринков в fancy-барах, ну или на худой конец, для потягивания кока-колы во время поедания очередного баскета с крыльями.
Но, так было далеко не всегда. Как обычно, придется начать издалека. С того, как люди пили воду.
Все очень плохо.
Примерно так можно описать состояние дел с доставкой чистой и безопасной воды для питья людям почти во все времена. Конечно, попивая водичку Voss и читая этот пост с айпэда, ты удивишься, о белый буржуа с высоким достатком. Но, даже сейчас, в 2к19 почти одна десятая населения планеты имеет проблемы с доступом к чистой питьевой воде (а это около 600 миллионов человек, на минуточку). Если хотите изучить эту тему подробней, то следите за новостями от Мэтта Дэймона, он один из самых активных борцов за доступ к чистой воде в развивающихся страна, его организация water.org помогает тысячам людей по всему миру. Можете и на их инстаграм подписаться, там периодически появляется Мэтт.
В общем, к чему это я? К тому, что каких-нибудь пару сотен лет назад все было еще хуже. И если обеспеченные слои населения еще имели доступ к чистой питьевой воде, то обычные люди довольствовались водой из ближайшей реки. В которую попутно сливали все отходы.
Карикатура выше весьма ярко иллюстрирует как тогдашняя публика относилась к качеству воды из Темзы. Присмотритесь, на переднем плане рядом с отцом Темзы плавает мертвый кот. В общем, ситуация с питьевой водой была очень плохая.
И проблем тут было две: холера и бедность. Эпидемии холеры были обыкновенным явлением в те времена, и все из-за грязной воды. Самые бедные люди брали воду либо прямиком из Темзы, либо из городских колодцев и помп. Но, колодцы питались высокой грунтовой водой (да, из Темзы) и она тоже была заражена.
За девять лет, в Лондоне от холеры погибло около 50,000 человек. А все потому, что думали, что холера передается по воздуху. Но, благодаря Джону Сноу (которого потом стали называть отцом эпидемиологии) выяснилось, что очаги заражений находятся рядом с колодцами, и если ограничить доступ к колодцу с зараженной водой, то можно и ликвидировать очаг заражений.
Решение найдено — фонтаны с питьевой водой.
Вскоре после того, как люди поняли что причина многих болезней грязная вода было организованно Metropolitan Free Drinking Fountain Association, ассоциация, созданная благотворителями и меценатами, которая занималась тем, что строила фонтаны с питьевой водой.
Ее деятельность моментально вызвала положительный отклик в среде малообеспеченных людей и негодование у коммерсантов. А все потому, что в те времена в Лондоне существовало девять коммерческих компаний с монополией на доставку воды по городу. Они делили между собой город по районам и продавали воду.
Только вот проблема: во-первых они делали это за деньги (и беднякам было некуда деваться), во-вторых, их мощностей не всегда хватало и, в-третьих, не все они были чисты на руку и иногда продавали под видом чистой воды воду просто из Темзы.
Естественно, далеко не всем горожанам это нравилось и новость о появлении ассоциации была принята на ура.
Вскоре, ассоциацию поддержало известное “общество сдержанности” (это сообщество жён, борющихся с повсеместным пьянством). Почему?
Потому что в те времена люди боялись пить воду. И, как известно каждому уважающему себя бартедеру, раньше алкоголь пили не только ради удовольствия, а добавляли его в воду в качестве дезинфицирующего средства, а пиво так вообще считалось чуть-ли не второй водой.
А зачем пить воду, если она заражена? И, тогда рабочие мужчики полностью перешли на выпивку в чистом виде. Это касалось не только Лондона, но и США и Европы в целом.
И правильно, что пить-то кроме алкоголя? Чистой воды не было, кофе или чай были дорогим удовольствием (а до кока-колы была еще добрая сотня лет). Поэтому большинство мужчин пили просто потому что больше нечего было пить.
И, вот, вдруг — на улице появляются фонтанчики с водой. Общество сдержанности с энтузиазмом берется пропагандировать — “Смотрите какой прекрасный напиток, вода! Чистая вода!”
Ассоциация даже стала заказывать установку фонтанчиков в публичных местах (часто, в или рядом с церквями), их примеру следовали представители знати, занятые в благотворительности. Так, например, в Лондоне стали появляться весьма и весьма изысканные фонтаны с питьевой водой.
И так хочется сказать, ура! Болезнь побеждена, у людей есть доступ к чистой питьевой воде, а не чистые на руку акулы водного бизнеса поставлены на место, все хорошо! Но, нет.
Зараза наносит ответный удар.
Дело в том, что первые фонтаны с водой выглядели совсем не так, как мы привыкли их видеть сегодня. По сути, это был постоянно открытый кран, направленный вниз в чашу, по которой стекала вода.
Да, вода там была чистой и пригодной для питья, но, без кружки пользоваться таким фонтаном было весьма проблематично. Поэтому, при большинстве фонтанов имелись — общие кружки.
Вы правильно догадались — это была просто кружка, прикрепленная цепью к фонтану. И, этой кружкой пользовались все подряд, по очереди. Кто-то ополаскивал ее, большинство — нет. Просто пили. Да. По очереди. Из. Одной. Кружки.
Естественно, естественно да — со временем эти самые кружки стали так же эффективно разносить заразу как и собственно, зараженная вода до этого. Только теперь это была не только холера, а полный букет болячек, которые передаются через воду или контактным способом.
Да, понимаю, большинство из вас даже в мыслях не могут себе представить, что можно пить из кружки, которая висит целый день на цепочке рядом с публичным фонтаном. Но, то был лихой конец девятнадцатого века и начало двадцатого века, все выживали как могли и не особо задумывались о том, что через общую кружку можно подцепить какую-нибудь бациллу, особенно, если перед тобой ей пользовался товарищ, живущий на улице рядом с самим фонтаном.
Ожидаемо — начались новые вспышки заболеваний. А значит, ситуацию нужно было снова исправлять.
Так началась великая война с общей кружкой.
Общая кружка — наш враг.
“Ох уж эти горожане — сначала гибнут от грязной воды, а если дать им чистую воду, отказываются носить с собой личную кружку.” Видимо так думали сити-менеджеры, когда разрабатывали компанию по борьбе с общими кружками.
В особенности, цивилизованную общественность волновала судьба детей в школах. Там фонтанчики ставили в первую очередь. Поэтому, на последнем постере смерть поит из кружки именно девочку-школьницу. Так агитка бъет в самое сердце обеспокоенных матерей.
И, в итоге, в 1911 году в США законодательно запретили использовать фонтаны с общей кружкой. Ура!
Но! И на этом история не закончилась.
Бумажные стаканчики — шаг на пути к трубочкам.
Суровые реалии капитализма диктуют свои условия. Организации, которые в связи со своей деятельностью обязаны были обеспечивать доступ к воде (такие как железные дороги, школы и тд.) возмутились: кружки-то у фонтанов убрали, а клиентура не привыкла носить с собой личную посуду. А значит, эту проблему вынуждены были решать бизнесмены, на плечи (и кошельки) которых ложилось бремя дополнительных расходов. Одноразовая посуда была не распространена и приходилось выставлять много стаканов, нанимать людей, чтобы они их мыли или как-то по-другому выходить из ситуации. Собственно, с такими претензиями они и выступили в прессе.
Неизвестно как дело пошло бы дальше если бы не замечательный мистер Лоуренс Луэлен, который придумал одноразовый бумажный стаканчик, кстати, еще в 1907 году. Но, у него ушло несколько лет на то, чтобы убедить публику в том, что общие кружки — потенциальный источник болезней. Его компания активно поддерживала образовательные программы о гигиене и воде, а еще разработала аппарат в котором вода разливалась сразу в одноразовые стаканчики. Но, до 1911 года никому не было дело до каких-то там бумажных стаканчиков. Но, после законодательного запрета использовать общие кружки бумажные стаканчики стали востребованы.
Будущее компании оказалось светлым: одноразовая посуда становилась популярней, особенно во времена эпидемий и первой мировой войны, потом начался бум на фаст фуд и мороженое, а все это можно было фасовать в стаканчики, в общем — ребята заработали и зарабатывают до сих пор.
И, собственно,потихоньку одноразовая посуда стала входить в нашу жизнь. Кстати, до бумажных стаканов появились бумажные пакеты, есть мнение, что успех бумажных стаканчиков был, от части, связан с тем, что людям было привычно упаковывать еду в бумагу (мясо и хлеб в лавках заворачивали в бумагу, сендвичи в кафе тоже и еще много чего), так почему бы не налить в бумагу напиток?
Но, появление одноразовой посуды это только одна из причин, подталкивающих нас к трубочкам, вторая — гигиена. На протяжении десятков лет до этого людям твердили что просто пить воду плохо, потом что пить из общих кружек плохо, потом что пить из много разовых кружек плохо (и неудобно), не удивительно, что на фоне этого у нас развился комплекс: боязнь бактерий. И, публика влюбилась в одноразовые стаканчики, выпил и выкинул. Не надо ни с кем делиться, не нужно носить с собой личный стакан.
Кстати, в начале двадцатого века стали набирать популярность фонтаны с содовой, те самые, где можно было выпить soda jerk, о которых я уже писал, кстати. Там подавали холодные газированные сладкие дринки, зачастую, с мороженым. Во-первых, пить их без трубочки не очень удобно, во-вторых, их продавцы были прекрасно осведомлены о нормах гигиены.
И, предлагали свои напитки с трубочками.
А потом случился пластиковый бум!
Да, хоть до него мы уже успели поблагодарить Марвина Стоуна за изобретение одноразовой трубочки близкой к той, которая знакома нам — бумажной, пропитанной воском.
И история красивая: сидел, пил джулеп, пользуясь стандартной для тех времен трубочкой из ржи (кстати, правильней будет назвать ее “соломинка”, потому что это были по сути высушенные стебли ржи), но, видимо, наш дорогой Марвин был в душе имбайбер и бонвиван, потому что почувствовал — трубочка добавляет нежелательный вкус к дринку, а через некоторое время вообще размокает, набухает, гнется и перестает выполнять возложенные на нее функции.
В общем, он сделал трубку из бумаги, обработал воском и был доволен. Форму держит, на вкус не влияет, изготовить просто. Мечта, а не трубочка.
А потом, собственно, случился пластиковый бум. Эпоха экономического бума и роста в США после второй мировой войны (а мы-то знаем, что то, что стало популярным там, станет популярным почти везде), эпоха становления фаст-фуда… В общем, понеслось.
Из пластмассы стали делать все. От мебели и одежды до, конечно, посуды и одноразовых трубочек.
Понеслось-то, понеслось, но озабоченность общественности по поводу чистоты теперь уже не фонтанов и не кружек, а трубочек — осталась. Поэтому в МакДоналдс до сих пор выдают трубочку в бумажном конвертике, а особо модные бармены манипулируют трубочками не с помощью рук, а с помощью пинцетов. Гигиена — наше все.
Собственно, так мы и пришли к трубочкам. От воды из реки, до трубочки в отдельной упаковке в МакДоналдсе. Всему виной человеческая страсть к чистоте.
И, современное движение “back to the roots”, возвращение к трубочкам из стекла или металла, сталкивается с одной единственной проблемой — человеческим предубеждением по поводу гигиеничности данного девайса.
Как видите, за сотню лет изменилось немногое.
Так, трубочки в глазах общественности превратились в самый безопасный способ употребления дринков в общественных местах. Отдельное спасибо скажем развитию науки и техники, а так же индустриализации, с их помощью пластик стал самым удобным материалом из которого можно делать трубочки.
И, заметьте, не было ни слова об экологии — только наши тесные, человеческие взаимоотношения с напитками и споры по поводу того, как их потреблять с максимальным удобством.
Вот. Ну, а теперь и вы знаете, как сейчас модно говорить, бэкграунд наших любимых трубочек.
А значит, может быть, вам будет проще пообщаться на эту тему с гостем или рассказать ему несколько забавных историй про холеру, фонтанчики с водой и трубочки из ржи.
И, если вы бартендер и задумали отказаться от пластиковых трубочек в баре, то теперь знаете — дело тут больше в привычке публики, нежели в осознанном решении каждого индивида за барной стойкой. (о какой осознанности можно говорить, когда просят трубочку, чтобы пить дринк из коктейльной рюмки).
И что бороться с трубочками нужно в первую очередь формированием новой привычки у гостя, сдобренной забавными историями, а не лекцией о наносимом трубочкой вреде окружающей среде.
А если вы имбайбер и ходок по барам, то теперь вы знаете, что пить коктейль через трубочку далеко не обязательно. И это не какое-то там барное правило (коктейль всегда должен быть с трубочкой) или необходимый элемент бара, а просто рудимент эпохи, когда люди верили в то, что пластмасса — лучший в мире и самый современный материал и думали что вокруг заразно примерно вообще все.
Если уж совсем накидывать, то можно завершить этот рассказ на такой ноте: производителю вещи или услуги, которую вы потребляете выгодно чтобы вы думали, что она вам необходима. Даже, если на самом деле, это не совсем так.
В общем, думайте сами, решайте сами и спасибо что дочитали до конца эту ретроспективу появления трубочек в баре.
Обратите внимание! Если хотите просто перевести с карты, то рядом с полем суммы выберете иконку с картами! Вот так:
Добавить комментарий