Началось все с того, что я заинтересовался темой изучения процесса творчества, начал гуглить книжки, читать и понеслось….
Это, конечно, в первую очередь сказ про команду. Потому что, в большинстве случаев успех бара зависит от команды, которая этим баром оперирует. Сегодня будем копаться в том, как в баре рождаются успешные идеи, что на это влияет, будем сравнивать индивидуальных “креативщиков”, брейнсторминг и групповое творчество. В общем — будем говорить о тех неочевидных вещах, которые способствуют рождению идей, делающих бар уникальным.
Начнем с индивидуального творчества — на способность “творить” влияет множество факторов. Но самых важных несколько: эмоциональная развитость (то есть способность проявлять эмпатию, выражать собственные эмоции и тд), развитое мышление, креативность личности, открытость к новому опыту, позитивный настрой и внутренняя мотивация.
То, как эти факторы влияют на способность нестандартно мыслить зависит от связей трех нейронных систем: дефолтной, тихой и исполнительной. Каждая из них отвечает за разные задачи: воображение, генерирование идей, их исполнение и переключение между этими системами. Если совсем просто, то одна система отвечает за генерацию идей, другая за исполнение этих идей и третья — за переключение между этими системами.
Так вот, исследования показывают, что более креативные идеи появляются у тех, у кого все три системы взаимодействуют активно.
А теперь пройдемся по основным факторам, которые влияют на грамотную работу нейронных сетей и, как следствие — креативное мышление.
Начнем с самогоидеологические важного фактора — позитивный настрой. Хорошие идеи рождаютсятолько благодаря позитивным эмоциями, нельзя придумать хороший коктейль назлоили создать лучшую коктейльную карту чтобы обойти всех в каком-нибудь очередномголосовании. Теперь об эмоциональной развитости: человек не способный искреннегрустить или радоваться, сопереживать или обижаться вряд ли способен создатьчто-то, что будет вызывать такие эмоции у людей. Сильная эмоция рождает сильнуюидею. Поэтому не бойтесь быть эмоциональными, грустить, радоваться, любить,ненавидеть.
Открытость к новому — одна из самых важных черт характера, позволяющая творить. Все эти фиолософические цитаты в соц.сетях про путешествия и поездки от части верны. Способность индивида принимать чужие правила игры влияет на широту взглядов, позволяет развивать мышление. По сути, испытывая что-то новое, мы видим новый, неизвестный нам подход к решению известной нам проблемы. Есть теория, что это способствует созданию новых нейронных связей, а значит, позитивно влияет на способность решать проблемы. И решать их креативно.
Внутренняя мотивация— второй очень важный фактор, влияющий на творческие способности. Необходима цель. На пути к этой цели чаще всего и рождаются интересные идеи. Подход: “Придумать что-то просто ради того чтобы придумать” не работает. Если проводить параллели с коктейлями, то тематические коктейльные карты всегдаболее интересные, чем просто набор коктейлей. Или даже так: всегда видно, есть ли идея у коктейльного меню или это просто набор рецептов.
Что делать чтобы лучше “творилось”?
Суммируем из сказанного выше: нужно иметь цель, быть позитивно настроенным, периодически пробовать что-то новое, искать новое, не бояться выражать эмоции, держать свой ум “в тонусе” (об этом еще поговорим далее).
Для того, чтобы все эти условия выполнялись неплохо было бы иметь: стабильный комфортный график, чтобы успевать восстанавливаться не только физически но и эмоционально. Регулярный отпуск, стабильный эмоциональный фон (да, для того, чтобы придумать хороший коктейль будет полезно решить все проблемы с близкими людьми и семьей если они есть). Так как близкие люди это самый стабильный и мощный источник восстановления эмоциональных сил), и… хобби.
Да, согласноисследованиям люди с хобби и увлечениямине только лучше соображают но и находят более креативные решения задач. Кроме того, хобби косвенно связно с эмоциональным фоном — если у вас есть хобби, то более вероятно что вы регулярно общаетесь с людьми и обмениваетесь с ними идеями и взглядами.
А обмен идеями связан с готовностью воспринимать новое и толерантностью, что тоже влияет на способность нестандартно мыслить.
Отдых и наличие свободного времени на хобби — вот и весь креативный секрет. Оказывается, если человек имеет достаточно свободного времени на семью и хобби — он работает эффективней. Эффективней, не значит больше, а значит, что он находит более эффективные (читай, творческие) способы решения поставленных задач.
Вот, например,мишленовский ресторан перевел всех сотрудников на четырехдневную рабочую неделюс сохранением уровня зарплаты. Говорят, так персонал работает лучше и уровень удовлетворённости гостей растет.
С индивидуальным творчеством разобрались, переходим к групповому.
Что важно понимать огрупповом творчестве: оно возникает не только спонтанно, его можнопровоцировать, создавая необходимые для проявления творчества условия. Также, как и с индивидуальным творчеством —фишка в том, чтобы создать правильные условия инициации.
Групповое творчествоможно разделить на несколько элементов, которые относятся к группе в целом:персона, проблема, процесс, продукт и климат. На продуктивность группового творчества влияют, с одной стороны, характеристикисамой группы: количество человек в группе, структура подчинения в компании,распределение полномочий, обязанностей, ответственности. С другой стороны,индивидуальные особенности каждого члена группы: культурное воспитание,мотивация, уровень образования, когнитивные способности, эмоциональный фон итд.
Теперь давайте рассмотрим, как устроено групповое творчество:
Размер группы — идеальный, от 3 до 10 человек. 10 человек это максимум, больше — и внимание на поставленной задаче размывается. Результативность больших групп в разы меньше, чем малых групп, от 3 до 7 человек.
Персона, когнитивные способности — очень важно подбирать людей с похожими персональными качествами, для того, чтобы избежать конфликтов. Так же как и когнитивные способности каждого члена, разброс должен быть минимальным.
Мотивация — каждый участник должен быть мотивирован к участию. И мотивирован позитивно, а не негативно. (Если не будешь, то… — не подходит.)
Культурное разнообразие — очень важный фактор. С одной стороны, хорошо, когда в группе присутствуют люди из разных культур, так как это создает почву для обмена идеями. С другой стороны — очень важно, чтобы в этом случае члены группы были способны воспринимать чужой опыт. Иначе не избежать конфликтов.
Проблема — аналогично с индивидуальным творчеством, группе важно ставить четкую цель: решить определенную проблему. Творчество “просто так” крайне не эффективно.
Процесс и климат — нужен сценарий. И четко поставленная задача, с тем, что было, что нужно сделать и для чего нужно это сделать. Климат в группе — во многом зависит от того, понимают ли все члены группы поставленную перед ними задачу. И, ответственность за создание климата лежит на плечах лидера. Да, должен быть человек, который руководит процессом. Не отвечает за его результат, а именно руководит, это очень важно.
Субординация — в творческих группах все равны, в этом и смысл, каждый участник делится своим опытом и своим представлением решения поставленной задачи.
Теперь немного о брейнсторминге:
Суть такова — каждый участник группы генерирует максимально возможное количество идей по решению поставленной задачи, даже самых абсурдных. Во время брейнсторма идеи не обсуждаются и не критикуются, а только фиксируются. В конечном итоге получается большой список всех идей из которых потом (коллективно или индивидуально) выбираются самые перспективные. Они же и разрабатываются более детально экспертами или профильными специалистами.
Об эффективности этого метода ходит много слухов, но на самом деле, он не так уж и хорош. Точнее, хорош лишь в некоторых случаях. Основные минусы, это отсутствие критики и “количество против качества”. Во время брейнсторма генерируется много идей, очень много, но, из-за того что они не подвергаются критике, многие из них не получают развития, а еще, довольно сложно мотивировать людей во время брейнсторма. Обычно происходит так: человек предлагает 2-3 идеи и все. Как бы, вырабатывает свою норму и потом просто сидит, дожидаясь окончания.
Во время группового творчества члены группы не только предлагают свои идеи, но и могут обсуждать чужие, зачастую именно во время такого обсуждения рождается новая, действительно стоящая. Спасибо разнообразию культур и опыта.
Во время индивидуального творчества проблема развития идеи или своевременного отказа от несостоятельной — тоже одна из главных проблем. Именно поэтому некоторые артисты тратят годы на создание шедевра. Фишка тут в том, что прорабатываются почти все идеи. И хорошие и плохие.
Как обычно происходит придумывание всего в баре? На первый взгляд кажется что индивидуально. Кто-то что-то смешивает, а потом прибегает к коллегам и делится результатом. Кажется, что он сам все это придумал. Но, мне кажется что это результат все-таки группового творчества, только сильно растянутый во времени. В хороших барах бармены постоянно экспериментируют и, со временем, когда у кого-то накапливается критическая масса общих идей (которые несомненно производят впечатление, даже когда мы не подозреваем об этом) — он что-то придумывает. Этот процесс похож на катящийся с горы снежный ком, новые идеи провоцируют новые идеи.
Именно это отличает хороший бар от посредственного. Вся фишка в команде, которая постоянно генерирует идеи. Еще одно отличие таких баров — так как большинство идей и коктейлей в той или иной степени результат коллективного творчества, то и общий стиль, философия и, если хотите, общая идея коктейлей одна и выражает (или поддерживают идею бара).
А в барах где есть главный дядя, мистер бар-менеджер, ответственный за “креатив”, переход от одного концепта к другому обычно резок и заметен, а спонтанные творческие порывы его подчиненных слишком режут глаз индивидуальностью и выбиваются из дядиного концепта.
А брейнсторм в баре практически бесполезен — потому что коктейльная карта и карта напитков это один сложный концепт, постоянно изменяющийся, но выражающий одну идею и просто “накидыванием” оригинальных идей его не “родить”. Он должен жить и поддерживаться командой.
Именно поэтому лучшими барами становятся бары с лучшими командами, а не с лучшим дизайном, стилем или технологиями.
Это снова и снова доказывает простую истину, знакомую каждому владельцу бара — самый ценный ресурс (слово продукт тут не к месту) в баре это люди.
Добавить комментарий