Рассматривая замечательные винтажные коробочки для хранения чая на выставке, посвященной истории чая в России, я заметил маленькую неприметную бутылочку с выцветшей этикеткой, на которой с трудом удалось разобрать – “Чайный ром” (фото как раз этой бутылочки в начале поста). Описание гласило – чайный ром, 19 век.
Естественно, я сразу же бросился гуглить, но гугл настойчиво предлагал искать то”чайный дом”, а то и “чайный Рим”. В интернете вскользь упоминается об этом напитке, и более менее внятной информации в одном месте мне найти не удалось.
Что такое чайный ром?
Пустая бутылка из под чайного рома. Музей чая.Поэтому я решил собрать всю информацию в одном месте. Что же такое чайный ром? Чайный ром это специфический сладкий ликер, который было принято добавлять в чай, ром на ряду с бальзами, сладкими ликерами, портвейном и красным вином всегда присутствовал на столе во время большого чаепития во времена императорской России. В те времена было принято добавлять в чай ром или коньяк, подслащивая его вареньем или сахаром, или просто заедать крепкий чай вареньем или кусочком сахара, что кстати называлось пить чай “с угрызением”, то есть грызть твердый сахар в прикуску.
Если коньяк в России появился относительно давно, то ром долгое время не мог найти своего потребителя и пришел в Россию только во времена Петра I, но и даже после этого потребление рома было сравнительно небольшим, ведь в те времена ром еще не был так хорош как сейчас, а длительная транспортировка и невозможность производить его в России делали его совсем не дешевым напитком доступным только аристократии.
Точно не известно как появился чайный ром, но известно что делался он на основе обычного зернового спирта с добавлением ромовой эссенции и сахара, и на выходе получался густой сладкий ликер с ярко выраженным ромовым ароматом (иногда использовались и другие ароматизаторы), и это ликер по немногу добавляли в чай.
Не знаю причиной тому любовь русских людей к сладкому или может быть ром стал ассоциироваться с десертами по типу ромовой бабы, но чайный ром стал очень популярным и достаточно много компаний производили его под множеством брендов.
Современные аналоги чайного рома.
К сожалению сейчас традиция производства и употребления чайного рома почти полностью утеряна, и на рынке есть только один сомнительный производитель чего-то похожего на чайный ром. По крайней мере этот напиток так и называется chai rum.
Нечто сильно похожее на чайный ром производится в Австрии, лике называется Stroh (стро), хотя русские привыкли называет его “строх”, это сладкая настойка на основе рома и трав, крепость ее разнится от 30 до 80 градусов, самая некрепкая отмечается надписью “cream” на бутылке.
Вообще, даже сейчас, не смотря на то, что в современной России большинство традиций забыты, мы все так же любим пить чай, и чаепитие даже сейчас, для большинства людей обязательный ритуал, символ конца застолья и начала задушевных бесед, но, в былые времена чаепитие выглядело масштабней. Кстати, на википедии достаточно неплохая статья на тему русской чайной культуры.
Конечно это печально что сейчас русская кухня и культура переживают не лучшие времена, и все что связано с русским стилем застолья теперь ассоциируется исключительно с негативными примерами, много водки, пьянь, драки, и множество хороших, добрых традиций как в еде так и в напитках просто забываются, вытесняются из культуры модными европейскими “трендами”. И теперь, так любимые русскими сладкие настойки и ликеры почти забыты, и ассоциируются у молодежи с культом советского “выпивохи”, Зубровка, Рябиновая настойка, всевозможные наливки, спотыкач, все это либо неизвестно современной молодежи либо они представляют себе какого-нибудь выпивоху сантехника с бутылкой “Рябиновки” в рваных штанах.
А ведь на самом деле это очень старые традиции, и я думаю они стоят того чтобы из возродить.
В том числе и в коктейльной культуре, ведь пока с русскими и советскими настойками и напитками экспериментируют либо маленькие независимые бары, эксплуатирующие хипстерский стиль, и гоняясь за низким ценником, ведь большинство настоек российского производства сейчас достаточно дешевы, и ровно настолько противны насколько дешевы. С другой стороны люксовые бренды с удовольствием используют романтику императорской России, такие как водка Белуга или новомодный Полугар, и в некоторых случаях это даже смотрится красиво, а главное вкусно. Как например расширившаяся линейка полугара, или заигрывания Белуги с черной икрой, хлебом и “молекулярными” вариациями классических коктейлей на основе водки.
В любом случае, чайный ром стал для меня еще одним напоминанием о том, как велика сила традиций и что они стоят тех усилий, которые можно потратить на то, чтобы возродить их.
Всем чаю с баранками!