Все началось с поста о том, почему многие репперы (в подавляющем большинстве чернокожие) — любят коньяк. Теперь, я решил изучить вопрос детальней. И, понеслось.
Оказывается, что наравне с шампанским и водкой, мастера речитативов любят коньяк. Причем, настолько, что даже сочиняют о нем песни, ну или как минимум упоминают любимые бренды в текстах. Вот оригинальный пост, но сегодня я хочу ответить на вопрос: а почему?
Почему репперы полюбили именно коньяк? Как так получилось?
В общем — давайте разбираться.
И, для этого, нужно посмотреть далеко в прошлое. Первое знакомство афроамериканцев с бренди произошло еще во времена второй мировой войны, когда чернокожие солдаты попали в Европу. И, произошел взаимовыгодный обмен: в Европу пришел джаз, и, под звуки джаза черные американцы распробовали бренди. И, он им понравился. Он был слаще чем скотч и бурбон, популярные тогда на родине.
Вернувшись домой после войны, чернокожие ребята привезли с собой и любовь к выдержанным виноградным дистиллятам. Вообще, в то время так называемый “brown liquor”, то есть выдержанный алкоголь, все еще был в тренде, хотя и водка с ее московским муллом уже набирали обороты. Кстати, пару слов о водке — с пятидесятых годов, она стала набирать обороты популярности в США, и в среде чернокожих в частности.
Об этом можно будет сделать пост, но, если вкратце, то тогда была такая традиция: браун ликьеры (то есть выдержанные спирты) пили в чистом виде и со льдом, а водку тогда стали позиционировать как коктейльный ингредиент, это раз и как спирит, от которого потом “не пахнет”, то есть незаметно что прибухнул. А еще, в некоторых штатах ее пиарили совсем просто: как виски без цвета и запаха — пить пьешь, а от тебя не пахнет. Но, это совсем другая история. Хотя, о водке сегодня мы тоже скажем пару слов. Но, перейдем к рекламе.
Как выглядела алкогольная реклама того времени?
Реклама алкоголя 50-70ых годов в США была разной (и, с современной точки зрения, в большинстве случаев, как минимум — крамольной). Но, что самое важное — рекламные кампании различались для разных групп людей. От тяжелого люкса до простенькой рекламки в бульварных газетенках.
В модных журналах для богачей и реклама была соответствующая (зацените постер выше). Подобные штуки размещались в журналах типа Playboy и подобных им. И были адресованы людям (и в основном, мужчинам) с деньгами.
С другой стороны, в бульварном чтиве и дешевых газетах размещалась реклама с совершенно другим посылом. Более прагматичная.
В общем — суть ясна: в большинстве журналов и у большинства брендов рекламные кампании того времени были нацелены на успешных белых людей. В большинстве случаев, на мужчин. Да, некоторые напитки продвигали и как “женские”, но, если говорить о крепком алкоголе, то долгое время “проверенным” методом было рекламировать его богатым белым дядькам.
И, в принципе, до пятидесятых все бренды играли по таким правилам. Но, в Хеннесси решили использовать нереализованный потенциал остальных групп: чернокожих, молодежи и женщин. И, начиная с пятидесятых и вплоть до восьмидесятых годов Хеннесси начинают серию новых рекламных кампаний.
До этого, реклама у Хеннесси была, кстати, в принципе как у всех и укладывалась в канву традиционного продвижения brown liqor’a в США. Выдержанные спириты продвигали по проверенной схеме bottle and a glass. В общем, фото бутылки и бокала с дринком, ну и высокопарный текст о том, какой крутой и вкусный этот самый дринк.
Но, что изменилось в пятидесятых?
Хеннесси изменили маркетинговую стратегию в США. Они стали публиковать рекламу в большем количестве журналов (и не только люксовых), а так же стали заказывать постеры, которые были направлены не только на белых, богатых и успешных, но и на молодых людей, девушек, и на национальные меньшинства.
Хеннесси стали первыми заказывать рекламу в журнале для чернокожих Ebony Magazine.
Нельзя сказать, что до этого там не было рекламы алкоголя, нет, она там была. Но, до Хеннесси, там размещали преимущественно рекламу пива и дешевого “повседневного” алкоголя. Бурбонов, недорогого виски и тд.
В общем — понятно, Хеннесси начали практиковать диверсифицированную рекламу для разных социальных слоев. И, случился эпик вин. По крайней мере в афроамериканском комьюнити.
Успешность такого подхода закрепилась наверное, самой известной рекламной кампанией коньяка.
Hennessy: the civilized way.
Посмотрите на эти постеры. Они размещались в разных журналах, в элитных, конечно, тоже. Но не только. Основная идея кампании — показать, что коньяк — это дринк, который подходит всем и хорош практически для любой ситуации. Последняя идея была сама по себе не нова, но ее подача была свежей.
До этого реклама спирита сводилась либо к тому, какой он вкусный, либо к конкретной инструкции — а попробуйте вот так (смешайте его с лимонадом, пейте в чистом виде, пейте со льдом и тд). В кампании Хеннесси же идея такова: пейте как хотите, главное — это атмосфера. На постерах коньяк пьют и на светском рауте, и после него, и на пляже и в горах.
В общем — люксовый бренд стал ближе к людям. Его в хорошем смысле слова “оповседневили”. И, не последнюю роль в этом сыграли постеры с афромамериканцами, чернокожие пары на них выглядят успешными. Это, с одной стороны, намекает, что разделение по цвету кожи, национальности и тд не важны, все равны, с другой — играет на желании успеха в среде афроамериканцев.
Более того, по условиям этой рекламной кампании для чернокожих создавался отдельный контент, который распространялся в пяти самых популярных журналах афроамерикнаского сообщества.
Конечно, многие из постеров с явным сексуальным подтекстом, но, такие были времена.
Что дальше?
Итак, начав в пятидесятых Хеннесси оказался на правильном пути. Конечно, со временем другие бренды тоже почувствовали волну изменений в общественном сознании и стали более “космополитичными”. Но, потраченные Хененеси усилия дали результат.
Согласно исследованиям уже в 1981 году, Хеннесси оказался в тройке (кроме коньяка там были ром Бакарди и водка Смирнов) самых популярных крепких алкогольных напитков среди чернокожих в США.
И, судя по продажам в это время, около половины всей коньяка в США потребляли тоже чернокожие, а те самые, успешные белые дяди в костюмах потребляли только четверть.
И тогда же, в восьмидесятых, Хеннесси запустили рекламу в которой коньяк подавался со льдом. Как раз после того, как один из рекламщиков увидел, как в одном из Нью-Йоркских баров именно так пили коньяк. Запивая его, кстати, пивом.
Все это, в результате привело к тому, что Хеннесси стал самым популярным коньяком в США, и каждый год показывал прирост в объемах продаж.
И, идея того, что коньяк подходит всем, вне зависимости от расы, пола и цвета кожи получила свое развитие.
В начале двухтысячных для Хеннесси была разработана новая компания — “appropriately complex” (“правильно сложный”).
Милениум на дворе и тут уже вам не только чернокожие, и вегетарианцы, азиаты и тд. В общем сложно, но можно.
В общем — логичное развитие идеи. Настолько, что может показаться, что тут даже есть что-то “просвятительское”, если не “проповодческое”, такой, знаете, посыл — не ругайтесь, выпивайте. Пьяные, они же все одинаковые.
А что с рэпперами?
Хронологически, мы уже в двухтысячных. Что с рэпперами-то? Они уже пьют Хеннесси?
Пьют, вовсю. Правда, в основном в гетто. Вообще — коньяк (и бренди) довольно быстро стали символом успеха в кварталах, населенных бедными чернокожими. Идея тут проста — они хотят пить то, что пили белые богатые дяди. А эти дяди пили шампанское и коньяк. Особенно в те времена, расовой сегрегации. Это позже богачи перешли на хороший шотландский виски. Но, страсть к дорогому вину (и самому дорогому среди вин — шампанскому) осталась, в отличии от страсти к бренди.
И что уж точно не было особо популярно среди чернокожих так это бурбон, напиток рабовладельцев.
Поэтому — коньяк и шампанское. Это те напитки, которые должен себе позволить успешный афроамериканец. Конечно, тут не обойтись без некоторой доли бунтарства.
Вот, кстати, Champale — так называемый malt liquor (по сути, пиво), которое и по вкусу и по виду напоминает — шампанское. Хит в гетто и вообще среди чернокожих. Посмотрите на постеры — все выглядят успешными и богатыми, совсем… как успешные и богатые белые. Фишка в том, что Шампэйл стоит примерно так же как пиво, но, зато с бутылкой шампэйла ты выглядишь респектабельно.
Не удивительно, что этот напиток пользовался бешенной популярностью и упоминания о нем тоже встречаются в песнях рэпперов. Как и о коньяке, шампанском и разных брендах того самого Malt liquor‘a. (о котором я уже упоминал в одном из постов).
Но, вернемся к коньяку.
В принципе, то что мы видим в клипах успешных рэпперов — выливать дорогое шампанское на женские тела, пить его прямо из бутылки, пить много, не заботясь о том, чтобы “прочувствовать все тона и полутона”, как бы назло тем, кто привык наслаждаться этими напитками в фешенебельных ресторанах.
Почти официально, любимым напитком репперов (а, значит и почти всех афроамериканцев) коньяк стал с выходом сингла Pass the Courvoisier реппера Баста Раймса. Который в 2002 году сразу попал на 11 место в горячую сотню журнала Билборд, и на 4 и 3 места в разделах хип-хоп и рэп синглов от этого же журнала.
Фан факт: в следующем, после выхода сингла, году продажи Курвуазье в США выросли почти на двадцать процентов.
И, уже в 2007 году Курвуазье запускают рекламную кампанию Find the greatness within, нацеленную на любителей хип-хопа, а лицом кампании стал Jermaine LD Dupri, американский хип-хоп продюссер.
А у Хеннесси с 2006 до 2014 года было шоу Hennessy Artistry — серия концертов популярных музыкантов, которые спонсирует коньячный дом. Естественно вечеринки до и после концертов, на которых все шпарят Хенни.
Шоу устраивали в перспективных регионах: Филиппины, Гонконг, Малазия…
Blame it on Henny!
И, как говориться, понеслось… Репперам стали предлагать контракты на рекламу и продвижение алкоголя. Репперы не стали отказываться. О том, кто и что рекламировал я уже писал: раз, два, три. Там и про рэпперов и не только про рэпперов.
Но, важно понимать, что изначально упоминания брендов в песнях появлялись не ради денег — это были яркие индикаторы успеха. Даже сам Баста Раймс признался, что Хеннесси ему нравится больше, но для рифмы он использовал Курвуазье.
Вот, например, цитаты из рэп-песен, в которых упоминается коньяк, на случай если кто-то захочет составить коньячный плейлист.
Nas is Coming (featuring Dr Dre), Nas
Jeep full of chickens, pull up beside, have a listen y’all, nas y’all
Fly gangsta, wavy hair teeth chipped in
My shit bump, in the courtroom drunk, links truck
Rocky bracelet, cognac kernel never chase it
Give me the Henny, you can give me the Cris
You can pass me the Remi, but pass the Courvoisier
Give me the ass, you could give me the dough
You can give me ‘dro, but pass the Courvoisier
Pass the Courvoisier, Busta Rhymes
And I don’t give a fuck ’cause they don’t give a fuck ’bout me
So I keep drinkin’ Hennessy, bustin’ at my enemies
Will I live to see twenty-three? There’s so much pain
So Much Pain (featuring 2Pac), Ja Rule
Если вы заметили, то в песнях Хеннесси любовно называют Henny, так и рифмовать проще и звучит приятней. Да что уж там, есть даже исполнители, взявшие себе такие псевдонимы: Hennessy, Henny и тд. Зайдите в эпл мьюзик или любой стриминговый музыкальный сервис и поищите в исполнителях и песнях Hennessy, вы будете удивлены!
А коньяк вообще, чаще всего в песнях упоминают просто: yak!
А чтобы вы совсем офигели, вот вам: Harvy J, герой черного ютуба и он же по совместительству Henny Chef. Он делает видео, где готовит разные блюда в Хеннесси. Это очень крутой стеб, который, на самом-то деле, посмеиваясь над на одержимостью этим коньяком в среде афроамериканцев показывает — Хеннесси, блин, популярен у негров!
Столько упоминаний алкоголя в музыки? Дейнжероус!
Конечно, сейчас у многих появляются опасения, мол, слишком уж много хип-хопа про юзанье алкоголя и наркотиков. Не всем это нравится. Тем более — многие опасаются откровенно проплаченных текстов и рекламы в музыке.
В принципе, опасения обоснованы. Молодежь слушает, молодежь хочет быть такими же как их кумиры, молодежь пьет и юзает драгсы — такая логика тоже имеет место быть.
Но, мы нынче не про это, мы про то, вообще какая реклама была, какой она стала и к чему она привела. Вы только представьте, напиток, который пол жизни ассоциировался с зажиточным классом, с белыми людьми, аристократией, за какие-то пару десятков лет стал эталонным дринком американских рэпперов.
Такие забавные повороты истории и маркетинговые выверты — вот что интересно в истории алкогольной культуры. (Это мы еще про джин и рэпперов не говорили, а поговорим, обязательно).
И для российских юзеров, почти вся западная реклама алкоголя — это откровение. Потому что мы пропустили почти все (спасибо, Юэсэсар). Да, у нас было пару десятков лет рекламы алко, кроме одинаковых советских постеров “пейте пиво”, но это совсем мало, если сравнивать с историей рекламы и позиционирования какого-нибудь виски Dewar’s.
В общем — сегодня я попытался рассказать забавную и, наверное, незнакомую (неочивидную) историю части рекламного пути большого бренда и того, как это повлияло на поп-культуру и алко-культуру.
Думаю для многих барменов в России любой коньяк, не только Хеннесси, это просто дорогое пойло для депутатов. И да, из-за своей дороговизны, коньяки в большинстве баров стоят мертвым грузом на полках. Надеюсь, что история рекламы одного бренда в одной стране поможет юным бартендерам взглянуть на этот напиток с другой стороны и, может быть, предложить гостю какой-нибудь дринк на основе коньяка.
И, дисклеймер: я, наверное, был бы рад, если бы дорогие товарищи из Hennessy заплатили мне за этот материал, но, скорее всего они даже не подозревают о существовании моего блога. Так что, нет, ребзя, это не реклама. Yo!
Не забывайте подписываться на страницу блога в INSTAGRAM, еще есть канал блога в телеграме (чтобы раньше всех узнавать о новых статьях в блоге, общаться со мной и смотреть забавные гифки), страницу блога в фейсбуке (чтобы быть в курсе последних новостей из барного и алкогольного мира) и вконтакте, а так же делится понравившимися статьями с друзьями в социальных сетях.