Site icon DRINKHACKER.RU

Обзор книги: Smellosophy: What the Nose Tells the Mind, Ann-Sophie Barwich

Давайте так: я пообещаю изменить в заголовке «Обзор» на «Рекомендация», а вы не будете обращать внимания, что слова я так и не поменяю?

А всё потому, что не поднимается у меня назвать этот пост обзором. Обзор, он ведь, глубокий, вдумчивый, с отсылками, цитатами и прочими атрибутами сначала умелого прочтения, а потом умелого изложения прочитанного. Я, к сожалению, так и не завёл привычки выписывать и сохранять цитаты из книг. Потому что читаю на нескольких устройствах и в, то и дело, разных программах. Ну, вы понимаете, какая-то книжка в пэдээфэ, какая-то в фб2, что-то в букмэйте, что-то в киндле и тд. и тп.

В общем, мне важнее прочитать, чем составить документальное свидетельство того, что я прочитал.

Но, возвращаюсь, собственно, к книге.

Название можно перевести так: «Ароматософия: Что нос говорит разуму». Во как. Название такое не с проста. Дело в том, что Эн-Софи имеет богатый опыт: она училась и нейронаукам и философии. И, ее интересы плавно перетекали из одного в другое.

Вот и результаты таких «перетеканий» — она решила осветить весьма горячую тему: обоняние. И как это всё вообще работает. Причём, с двух точек зрения: с точки зрения нейронаук и с точки зрения философии. Результат получился впечатляющий: и, по заверениями некоторых, весьма сумбурный. Опять же, из-за масштабности идеи, которую автор задумала охватить одной книгой. Потому что тут всё: рассуждения в общем о том, что такое восприятие. И для человека, и с точки зрения работы мозга. И о важности обоняния для человека (во всех аспектах и со всех сторон), и о том, чем оно (обоняние) похоже и не похоже на другие органы восприятия… В общем — масштабно.

Сама книга построена на рассуждениях автора на заданные темы, приправленных комментариями профильных ученых. Отсылок на исследования и работы — куча и тьма. Мнений нейрофизиологов — тоже немало.

В итоге мы имеем эдакую огроменную (размером, ха, с книгу) статью, в которой автор интерпретирует уже имеющиеся научные данные, цитирует тех, кто эти данные добыл, рассказывает о том, как они были добыты и, параллельно, накидывает две мысли: обоняние — очень особенное чувство у человека, и с ним пока еще не всё ясно (вот, смотрите, исследования) и вообще, знаете ли, на восприятие человеком окружающего мира можно смотреть по-разному и трактовать это всё по-разному. Всё, с этим, знаете ли, сложно. Тут, очевидно, сказывается философский бэкграунд автора. Но, кстати, читать эти рассуждения приятно. Они толковые и интересные.

«Гибридность» двух стязей у автора (гуманитарные и прикладные науки в одном флаконе) даёт и плюсы и минусы: текст не может определиться, хочет ли он быть махровым науч-попом, в котором нам простыми словами объясняются сложные уравнения, или он хочет быть ближе к сошиал стадис «рассужденческого» характера — ставя то и дело во главу угла риторический вопрос и начиная плясать от него в совершенно неожиданную сторону. Из-за этой особенности западные критики признали книгу хорошей, но не особо подходящей для широкого круга читателей. Опять же, из-за изобилия специфических терминов. Но, посыл-то, вроде как простой. И тема интересная. В общем — читать и хочется, и голова кипит. Особенно, если читать на английском. Нам с вами. Далеко не нэйтив спикерам.

Но, опять же, материал-то ценный! Именно потому что необычный подход к проблеме и предмету. Без всяких там «пшикните на кактус эссенцией мандрагоры и он станет сладким в представлении и круглом в понимании», тут наоборот — обо всех этих одорантах и летучих веществах упоминается вскольз: мол, да, знаем мы, в кофе достаточно тех же одорантов что и в какашках, но вот смотрите, для нас же кофе не пахнет какашками, да? Да. И что? Да ничего. Автор решает не практический вопрос (как сделать так, чтобы не клубника пахла клубникой) а принципиальный: хочу понять как у нас эта штука в носу и мозге работает. Потому что когда понимаешь принцип действия — понимаешь больше. Такого порядка задает вопросы в книге мадам Барвич.

И, с переменным успехом, находит на какие-то из них ответы.

Эта книга — хороший пример того, как полезно задумываться о чём-то в принципе. Например: не «как устроен автомобиль?», а «как автомобили изменили жизнь человека?». И фишка в том, что чтобы ответить на второй вопрос придется в процессе ответить и на первый. Такие они философы, умеют задавать правильные вопросы.

Так вот эта книга как раз и задаёт правильный вопрос относительно обоняния. Зачем оно нам нужно и почему оно так важно?

Что я вынес из этой книги?

Ощущение — что наше обоняние супер-хитрое чувство, и организованно оно сложней (или, как минимум, интересней) чем все остальные. При всём этом — очень похоже (и не похоже одновременно) на зрение.


Та самая «нобелевка по обонянию» 2004-го года — это первый и небольшой шажок в понимании того, как вообще устроено наше обоняние. Конечного ответа пока нет. И это интригует, особенно, учитывая как много ученых до сих пор заняты этой проблемой.

Довольно простым языком и достаточно детально описан сам механизм работы наших обонятельных рецепторов. От того как устроены сами рецепторы до того как сигналы с рецепторов декодируются, в какие отделы мозга поступают и что там с ними происходит.

По-другому взглянул на роль обоняния в жизни человека как животного (в том числе и социального). Мы, на самом-то деле, тут все не философы и редко берём и прям серьезно задумываемся о смысле, казалось бы, простых вещей. Вот, например, ответ на вопрос «Зачем нам вообще нужно обоняние?», кажется простым и очевидным, но в книге Эн-Софи делает несколько подходов к этому вопросу и с разных сторон. И это интересно. Потому что, конечно, на уровне «банальной эрудиции» всё понятно, но вот проследить все взаимосвязи и взглянуть картину целиком — тоже бывает очень полезно.

Многое, конечно, я не понял, и, очевидно, что книжку придется перечитать еще разок другой (особенно, учитывая что читал я ее на английском), уж очень много научных терминов, не смотря на простой язык изложения. И это хорошо.

В книге не так много «сочных» фактов или описаний экспериментов (как у того же Чарельза Спенса) и вряд ли она послужит хорошим источником ошеломляющей инфы для презентаций или баек гостям, от нее эффект мягче, но сильней: после прочтения этой книги я стал по-другому смотреть на то, как человек воспринимает окружающий мир. И заинтересовался вопросом: почему мы воспринимаем именно такими механизмами? Ведь, значит так удобней и эффективней можно выполнять задачи. Какие? Мы уже давным-давно не выживаем в джунглях и саваннах, нам не так часто нужно вскакивать и бежать услышав запах дыма или рычание… Мы живем по-другому теперь, в огромном комфорте. Так для чего же теперь приспосабливаются вся эта техника, которая нужна была нам для выживания в дикой природе?

В общем. Итого:

Для кого эта книга? Для тех, кому интересно вообще как устроены люди. (И для тех, кто может читать на английском примерно раз в минуту открывая словарь или переводчик).
Будет ли она полезна бармену вот прямо сразу? Нет, от прочтения этой книги работа бармена вряд ли изменится прямо так сразу. Скорее, немного поменяется его представление об аромате, как инструменте. И начнут появляется интригующие вопросы в голове.

Exit mobile version