Site icon DRINKHACKER.RU

Политика и бары

Давеча давал комментарий подкасту Яне в подкасте «Ты ж бармен!» о том, уместно ли обсуждать политику в баре.

И, конечно же, крепко задумался по этому поводу. Уместно ли? То есть, конечно же у меня есть своё мнение (я его как раз в подкасте и высказал), но меня всегда интересует исторический контекст. Было ли уместно?

И если было, а потом перестало быть уместным, то когда и почему?

В общем — пришлось почитать книжек разных и статей в интернетах.

Но, кой-что для себя выяснил и хочу поделиться с вами.

Но, сначала дисклеймер: следующий ниже текст ни в коем образе ни к чему не призывает, ничего не пропагандирует. Он носит сугубо ознакомительный характер. И цель его не навязать какое бы то ни было мнение, а поделиться размышлениями. Но, если хочется срача в комментах и хейта, то, я конечно же не запрещаю.

Итак. Оказывается, и мне это кажется вполне естественным:

В барах, пабах и прочих тавернах испокон веку промышляли обсуждением политики.

Эта тема была совсем не под запретом, а в некоторой степени наоборот — всегда находились желающие обсудить текущую политическую повестку.

Почему это звучит логично? Потому что места (называйте их как хотите: бары, пабы, кафе, ресторации, таверны, кабаки…) где можно было выпить и закусить всегда служили местом социализации местных жителей.

Интернета тогда не было, выписывать газеты стоило приличных денег, да и читать умели далеко не все — вот и нуждались в месте, где можно было бы узнать и обсудить свежие новости.

Конечно, были и рыночные площади (Красную Площадь, например, вообще называли “пожар”, но не потому, что там что-то горело, а потому что там были торговые ряды и все бегали-суетились как во время пожара) и бани, и цирюльни — но там и посидеть не всегда удобно и не наливают… В общем, люди искали места где можно было совместить приятное с полезным.

В этих самых кафе и пабах было принято, в первую очередь, обсуждать политику местного пошиба — что там мэр учудил, что губернатор сказал, что решили на городском совете и тд. Но мы-то с вами знаем, начинаешь с местных новостей, а после пятой пинты уже и про глобальные геополитические замыслы…

Такая практика была свойственна не только старому свету — новый свет проявлял себя так же. В США понятие паба не прижилось, зато вот «Таверна» — пожалуйста. Во Франции местом сосредоточения политической жизни были кабаре. Про кабаре говорили даже так: мол, если бы кабаре было местом только развлечений и танцев — это не было бы уже настоящим кабаре.

Эти заведения выполняли важную социальную функцию — функцию плавильного котла. Там «тусовались» все: и местная интеллигенция, и только что приехавшие из провинции искатели лучшей жизни, и политики, и артисты… Именно в такой атмосфере постоянной дискуссии и споров рождались и шедевры искусства и искусные политики.

У нас, на родине, в кабаках тоже не брезговали обсуждать всякое. Но тихо, и между собой. Российский закон был строг и справедлив. «Посадки» за оскорбление царя во время пьяного спора были не редки.

А вот в стране где ковали демократию, наоборот — таверны были символом политической жизни. В американских тавернах собирались и организовывались политические партии, проходили политические дебаты и, в общем и целом, решались важные политические дела. Вот, например, таверна, в которой придумали морскую пехоту США и организовали масонскую ложу. Думаю, в такой таверне ответ на вопрос: “можно ли тут разговаривать о политике?” был однозначным.

В тавернах планировались государственные перевороты, обсуждались законы и налоги, устраивались дебаты… В общем, места были очень активны. Естественно, в те времена и нравы были другие. Представления о личном пространстве, свободе слова и уместности выражения этой свободы слова тогда сильно отличались от современных.

В общем — получается вот что: пару сотен лет назад, в большей степени в США, и в меньшей в Европе, было очень даже принято обсуждать политику в барах, тавернах, пабах и салонах. Если не сказать больше — во многом, именно эта функция заведений, функция площадки для обсуждений ценилась столько же, если не больше, как и то, что в заведении можно перекусить, выпить или развлечься другим способом.

Мне нравится английское правило, бывшее в ходу в те давние времена: обсуждать за ужином политику это плохой тон, а в баре или пабе — пожалуйста.

А все потому, что в баре или пабе ты можешь отсесть от тех, кто обсуждает политику, а за семейным ужином нет. Это ритуальное официальное мероприятие, покинуть которое просто так — очень дурной тон. Поэтому именно за ужинами и придерживались правила избегать обсуждений особо провокационных тем.

То есть, понятно — политические споры всегда были в барах. Но в разной степени и зависели от культуры конкретной страны и общества.

Понятно, что обсуждать политику в кафе или баре в Советском Союзе никто в своем уме не стал бы: у нас практиковались «кухонные споры» и то в пол голоса и только с проверенными людьми. Это все специфика общественного устройства и политики. В более «свободных» странах и в барах было проще со свободой выражения собственного мнения.

Европейцы, путешествующие по Америке на заре становления ее независимости удивлялись, насколько свободны нравы в местных тавернах и салонах — спорили все и обо всём. Оно и не удивительно, в воздухе витал дух свободы и борьбы за независимость. Никто не боялся перемывать косточки Метрополии.

Еще один важный момент вот какой: все-таки, в барах, чаще всего самыми горячими новостями были новости о местной политике. Сто, а то и двести лет назад даже в больших городах люди еще сохраняли привычку жить общинами и воспринимали муниципальные и городские изменения как изменения в собственной жизни тоже.

Но, почему сейчас все не совсем так? Точнее, совсем не так?

Нравы меняются быстро, а кто-то видит в этом темную руку капитализма. Публичные и открытые для всех таверны и салоны со временем стали разделяться на заведения разного класса для соответствующей публики.

Пабы и таверны, исторически находившиеся рядом с водными артериями привлекали соответствующую публику — работяг-пролетариев, а заведения, появлявшиеся в глубине городов, особенно, по ближе к финансовым и административным центрам облюбовал средний класс и элита (тут, как ни странно, очень яркий, как мне кажется, пример паба Dead Rabbit в Нью Йорке, расположенный в самом фешенебельном районе и облюбованный той самой финансовой элитой).

Плюсом к этому в обычных тавернах и барах стали появляться сначала салоны: отдельные залы, в которые пускали за деньги, и в которых была удобная мебель и дополнительные развлечения (бильярд, карты и тд.), а потом и приватные номера или клубы, доступ в которые был только у строго определенного числа постоянный гостей.

Потом отели стали «отбирать» роль престижных мест социализации у таверн и прочих салонов. А в отелях, конечно же, были и отдельные номера и частные клубы. В основном — для элиты. Ведь отель это дорого и роскошно.

Так, дискуссии о политике из публичного пространства прямо у стойки переместились за закрытые двери. И, перестали быть такими уж публичными.

Конечно, в «пролетарских» местах тоже обсуждали политику, но уровень дискуссий там был соответствующий, а победителем мог оказаться не более подкованный в теории спорщик, а тот, у кого лучше поставлен удар.

Рассуждения о политике постепенно перестали быть публичными, а значит и уместными. Те, кто действительно принимает решения стали собираться за закрытыми дверьми. Хороший пример таких полузакрытых сообществ это, кстати, история появления понятия лобби-бар.

Лобби-бар это не только бар в лобби отеля, это еще и бар, который находится недалеко от места где заседают законотворцы и в котором они периодически собираются. И как раз в таком баре можно их найти и попытаться «пролоббировать» свои интересы в политике… Такая вот история.

В общем — с течением времени и изменениями в представлениях об уместности и этике поведения в публичных местах поменялись и наши принципы — разговаривать о политике в баре стало неуместно и некрасиво.

Это если мы говорим о старом и новом свете. А у нас, в силу государственного и социального устройства такая традиция так и не сложилась — при царях за критику власти наказывали, в Советском Союзе тоже, и только после распада СССР стало возможным заявлять о своем отношении к политическим вопросам открыто.

И сейчас спорить о политике в барах не принято. Потому что есть набор запретных тем, продиктованных и духом времени, и этикой, и принципом (с легким налетом эскапизма) «бар, это место где отдыхают. Бар — место свободное от проблем (и, видимо, серьезных разговоров)».

Хорошо это или плохо — каждый, как гость и гражданин, решает для себя сам. А барменам проще — у них кроме гражданской позиции есть еще и должностная инструкция.


А если вам интересны нравы, которыми полнились таверны и бары давным-давно то рекомендую почитать следующие книжки: «Taverns and Drinking in Early America» автора Sharon V. Salinger (не смотрел, есть ли она на русском), «America Walks into a Bar: A Spirited History Of Taverns And Saloons, Speakeasies And Grog Shops» автора Christine Sismondo в них ярко и увлекательно описано какое место занимали бары и таверны в жизни США.


Не забывайте подписываться на страницу блога в INSTAGRAM, еще есть канал блога в телеграме (чтобы раньше всех узнавать о новых статьях в блоге, общаться со мной и смотреть забавные гифки), страницу блога в фейсбуке (чтобы быть в курсе последних новостей из барного и алкогольного мира) и вконтакте, а так же делится понравившимися статьями с друзьями в социальных сетях.