Оказывается, Николай Фоменко очень любит немецкий шнапс. Настолько, что даже организовал собственный бренд и привез его в Россию из Германии. Я побывал на презентации и попробовал.
После презентации бренда Schnee Jager в Москве, шнапс доехал до Санкт-Петербурга (не без помощи компании EWS), а вот Николай не доехал. А может быть доехал, но не смог поприсутствовать лично. Вместо этого нам показали видеообращение Николая и забавную рекламу:
После – презентация, дегустация и коктейли. Все это действо происходило в ресторане Гастрономика, на улице Марата.
О шнапсе в общем
В чем суть шнапса? Шнапс – это фруктовый дистиллят, традиционный для Австрии, Германии, Швейцарии и некоторых районов Франции. Само название – шнапс, имеет сходное значение с американским “шотом” или британским “драмом” и выражает то, как нужно употреблять шнапс: в чистом виде и залпом. По крайней мере, таков традиционный метод.
В общем, схема производства шнапса проста: из фруктов делается брага, которая затем перегоняется в перегонных кубах. Полученный спирт разбавляют водой до нужной крепости и бутилируют.
Традиционно шнапс не выдерживают в дереве, потому что из-за особенностей сырья и перегонки в результате получается очень мягкий спирт, который нет нужды “подправлять” бочкой.
Подобных шнапсу напитков в других странах полно – от сливовицы в Словении и Словакии, до о де ви во Франции, всевозможных грузинских чач и даже русского яблочного самогона.
Что отличает шнапс от себе подобных? Во-первых, локальный продукт. Значительная часть характера фруктовых дистиллятов кроется в потенциале исходного сырья. Та же самая груша сорта вильямс проявляет себя по-разному в сливовице, французском грушевом о де ви, австрийском и наконец немецком шнапсах, а все из-за того, что на вкус груши влияет почва и климат страны, а так же то, кто и как эти груши выращивает и обрабатывает. Поэтому многие, и бармены в том числе, любят национальные дистилляты именно за характер и стиль.
На вкус шнапса влияют 3 основных фактора: качество исходного сырья, метод обработки и подготовки сырья и метод производства.
С качеством сырья все понятно – чем натуральнее, тем вкуснее. При определенных условиях. Для хороших шнапсов используются только натуральные, иногда даже дикие фрукты, что, с одной стороны хорошо, но с другой – усложняет производство. На сортировку и обработку таких фруктов тратится больше времени и сил. Не сложно догадаться как это влияет не только на вкус, но и на цену.
Еще один нюанс связан с доступностью и именно локальностью сырья. Большинство дешевых шнапсов делают из фруктов, которые производитель закупает у фермеров, а не выращивает сам, иногда фрукты привозят из других стран, и, если в случае ананасового или бананового шнапсов это нормально, то закупка дешевых яблок или груш, например в Испании – это не очень хорошо, так как производитель теряет возможность контролировать качество и степень зрелости фрукта, что очень важно для ферментации.
Относительно методов производства: их бывает три. Подготовка браги из фруктов или ягод и последующая перегонка, это первый метод. Настаивание фруктов в нейтральном спирте, фильтрация и затем перегонка, это второй. И простое настаивание фруктов, ягод или трав во фруктовом или нейтральном спиртах, с последующим добавлением сахара. Опять же, понятно – использование нейтрального спирта характерно для дешевых шнапсов.
Метод обработки сырья тоже очень важен, как минимум контролем качества (сортировка и обработка фруктов), как максимум – созданием индивидуального характера напитка. В случае фруктовых дистиллятов пространства для творчества много, производитель может добавлять дополнительный сахар или не добавлять, может использовать специальные или дикие дрожжи, может снимать кожуру с фруктов или не снимать, может использовать фрукты только определенной степени зрелости и тд.
О шнапсах Schnee Jager
Шне ягер – переводится как снежный охотник. Вообще, привязанность немцев к слову ягер в названиях шнапсов, ликеров и вообще алкоголя связана с представлением охотника, вынужденного сначала долго и неподвижно выжидать дичь в лесу в любую погоду, а затем тащить ее домой, как человека, заслуживающего шота в честь удачной охоты, или как минимум фляжки согревающего и бодрящего травяного шнапса, которую он может взять с собой в засаду.
Производство небольшое и почти семейное, что есть зер гут, потому что это позволяет контролировать все этапы производства от и до. Почему это важно? Потому что на производстве не используется дополнительный сахар и культурные дрожжи.
Брожение происходит благодаря диким фруктовым дрожжам. Из-за этого брожение может длится от нескольких недель, до нескольких месяцев, что хорошо. Потому что, если мы говорим о брожении то, действует формула: “время = вкус”. Чем дольше брожение, тем более комплексный вкус.
В линейке компании – 15 видов напитка, для шнапсов это не много и не мало, учитывая что шнапсы делают буквально из всего, начиная с бананов и заканчивая морковью. В России пока представлены не все, только самые популярные. Но и представленных хватает с избытком, чтобы понять что такое шнапс.
Шнапсы от Schnee можно условно разделить на 2 типа: сухие и сладкие. Сухие делаются методом перегонки из фруктов или ягод, сладкие – по сути ликеры и инфьюзы, которые настаиваются и в них добавляется сахар.
Сухие шнапсы
Представляют вкусы ягод и фруктов. Начиная с классических вкусов груши и сливы и заканчивая “дикими ягодами” (которые собирают в лесу) и “опавшими фруктами” (перезрелые яблоки груши, которые осыпались с деревьев).
Есть несколько интересных образцов. Терновый шнапс определенно заслуживает внимания, в аромате очень сладкий, насыщенный, терн и варенье, во вкусе легкий, парфюмный и достаточно сухой. Интересный шнапс из желтой сливы, с приятным ароматом кислой сливы, а во вкусе сладко-цитрусовый, с легкими нотами миндаля. Абрикосовый шнапс выделяется среди остальных удивительно ярким ароматом спелого сладкого персика, во вкусе – персиковое варенье или компот и ни намека на ореховые ноты, а все потому, что из персиков удаляют косточки перед тем как делать брагу.
Так же есть два варианта шнапса с малиной, один с малиной, яблоками и грушей – не блещущий ароматом, скорее напоминающим яблочный самогон, но во вкусе – малиновый компот с фруктами. Второй, чисто малиновый шнапс тяжеловесен мощным ароматом дикой малины и малинового варенья, а во вкусе наоборот, легкий, с умеренной сладостью ягоды и приятным малиновым “холодком”.
Сладкие шнапсы
Это, в первую очередь травяной биттер, настой трав на нейтральном спирте, традиционный немецкий стиль горькой настойки. Хороша, в первую очередь в чистом виде, но может сгодиться и для коктейлей.
И два странных и интересных продукта. Первый – шнапс зеленое яблоко. Этим почти все сказано. Кисло-сладкая смесь нейтрального спирта, настоянного на зеленом яблоке с добавлением сахара. Эту штуковину сделали специально для российского рынка, говорят, по просьбам трудящихся.
Не сложно догадаться, что это может стать максимум летне-террасным и клубным вариантом, в смеси с лимонадами.
Второй – шнапс лесной орех. Штука традиционная для Германии, и, традиционно дорогая. Но, ореховый шнапс от Schnee немного другой, это смесь настоя на жаренных лесных орехах и нейтрального спирта с небольшим добавлением сахара.
В итоге – это и не ликер и не сухой шнапс, а что-то среднее, и, вкусное. Уровень сахара не такой высокий как в ликерах, и ореховый вкус приятно легкий, что в результате дает питкий (и достаточно доступный) напиток.
После презентации и дегустации шнапсов в чистом виде Ярослав Панов (вице-президент Петербургской Ассоциации Барменов) угостил всех присутствующих коктейлями на основе шнапсов, дабы продемонстрировать сколь многогранен вкус этих напитков и что они хоть куда.
Финал таков: шнапс лесной орех с пепси в качестве бонуса и дижестива.
Но, если отбросить предрассудки и забыть о яблочном мартини, то вывод утешительный. Шнапсы – вкусные, да еще и цена более менее достойная, учитывая, что они действительно делаются из фруктов, а не на основе нейтрального спирта. А то, что шнапс – это хороший ингредиент для коктейлей никто и не сомневался, проблема была в ассортименте и цене, что теперь, благодаря компании EWS не проблема.
Такие дела.